Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку

Жорж Сера. «Больница и маяк в Онфлере». 1886. Фото: Собрание Инны Баженовой
Жорж Сера. «Больница и маяк в Онфлере». 1886.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Произведения из собрания издателя The Art Newspaper Инны Баженовой не раз демонстрировались на выставках в ГМИИ и других ведущих отечественных и европейских музеях, а также в основанном Баженовой фонде IN ARTIBUS, где прошло уже несколько выставок, ставших заметными событиями в культурной жизни Москвы. 

Нынешняя выставка «Под одним небом» в Нижегородском государственном художественном музее, одном из старейших в России, с богатейшей коллекцией русского и зарубежного искусства, включает более 50 полотен французских постимпрессионистов и русских художников XIX–XX веков из коллекции Инны Баженовой. Из них 21  произведение французских мастеров первого ряда. Это Андре Дерен, Оноре Домье, Альбер Марке, Одилон Редон, Жорж Руо, Анри Руссо, Жорж Сёра, Морис Утрилло. А в параллели с ними — работы отечественных классиков, что позволяет проследить взаимодействие двух школ. Тем более что отечественные художники тоже представлены первыми именами: Владимир Вейсберг, Александр Древин, Петр Кончаловский, Илья Машков, Надежда Удальцова.

Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, издатель и коллекционер Инна Баженова, главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко. Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, коллекционер Инна Баженова, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ — РОСИЗО Анна Гор. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
В центре Инна Баженова и Елена Руденко (справа). Фото: Михаил Крапивин
Инна Баженова. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
Татьяна Болотнова и гость вечера. Фото: Михаил Крапивин
Слева направо: Андрей Горшков и Дмитрий Саморуков. Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, издатель и коллекционер Инна Баженова, главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко.
Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, коллекционер Инна Баженова, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ — РОСИЗО Анна Гор.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
В центре Инна Баженова и Елена Руденко (справа).
Фото: Михаил Крапивин
Инна Баженова.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
Татьяна Болотнова и гость вечера.
Фото: Михаил Крапивин
Слева направо: Андрей Горшков и Дмитрий Саморуков.
Фото: Михаил Крапивин

Вполне понятно, что ведущими в этом процессе параллелей и влияний были французы. Как повлиял пуантилизм на русских художников, становится понятнее при взгляде на этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлер». К слову, этот этюд к одноименной картине из Национальной галереи в Вашингтоне был включен в ретроспективу Сёра в Музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.

Русский сезаннизм в лице Петра Кончаловского и Александра Шевченко стал откликом на радикальные новации затворника из Экса. Опусы французских «наивов» Руссо и Утрилло тоже не прошли незамеченными, повлияв на русских кубофутуристов и не только. Явные отголоски западноевропейского экспрессионизма конца 1920-х — начала 1930-х совпадают по времени с экспрессионизмом Древина и Удальцовой. 

Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Остается только добавить, что уникальность этой выставки, организованной при поддержке Министерства культуры области, еще и в том, что впервые нижегородцы могут увидеть у себя такое количество шедевров французской живописи. 

Нижегородский государственный художественный музей
Под одним небом
18 апреля – 16 июня

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+