Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку

Жорж Сера. «Больница и маяк в Онфлере». 1886. Фото: Собрание Инны Баженовой
Жорж Сера. «Больница и маяк в Онфлере». 1886.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Произведения из собрания издателя The Art Newspaper Инны Баженовой не раз демонстрировались на выставках в ГМИИ и других ведущих отечественных и европейских музеях, а также в основанном Баженовой фонде IN ARTIBUS, где прошло уже несколько выставок, ставших заметными событиями в культурной жизни Москвы. 

Нынешняя выставка «Под одним небом» в Нижегородском государственном художественном музее, одном из старейших в России, с богатейшей коллекцией русского и зарубежного искусства, включает более 50 полотен французских постимпрессионистов и русских художников XIX–XX веков из коллекции Инны Баженовой. Из них 21  произведение французских мастеров первого ряда. Это Андре Дерен, Оноре Домье, Альбер Марке, Одилон Редон, Жорж Руо, Анри Руссо, Жорж Сёра, Морис Утрилло. А в параллели с ними — работы отечественных классиков, что позволяет проследить взаимодействие двух школ. Тем более что отечественные художники тоже представлены первыми именами: Владимир Вейсберг, Александр Древин, Петр Кончаловский, Илья Машков, Надежда Удальцова.

Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, издатель и коллекционер Инна Баженова, главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко. Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, коллекционер Инна Баженова, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ — РОСИЗО Анна Гор. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
В центре Инна Баженова и Елена Руденко (справа). Фото: Михаил Крапивин
Инна Баженова. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
Татьяна Болотнова и гость вечера. Фото: Михаил Крапивин
Слева направо: Андрей Горшков и Дмитрий Саморуков. Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, издатель и коллекционер Инна Баженова, главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко.
Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, коллекционер Инна Баженова, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ — РОСИЗО Анна Гор.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
В центре Инна Баженова и Елена Руденко (справа).
Фото: Михаил Крапивин
Инна Баженова.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
Татьяна Болотнова и гость вечера.
Фото: Михаил Крапивин
Слева направо: Андрей Горшков и Дмитрий Саморуков.
Фото: Михаил Крапивин

Вполне понятно, что ведущими в этом процессе параллелей и влияний были французы. Как повлиял пуантилизм на русских художников, становится понятнее при взгляде на этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлер». К слову, этот этюд к одноименной картине из Национальной галереи в Вашингтоне был включен в ретроспективу Сёра в Музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.

Русский сезаннизм в лице Петра Кончаловского и Александра Шевченко стал откликом на радикальные новации затворника из Экса. Опусы французских «наивов» Руссо и Утрилло тоже не прошли незамеченными, повлияв на русских кубофутуристов и не только. Явные отголоски западноевропейского экспрессионизма конца 1920-х — начала 1930-х совпадают по времени с экспрессионизмом Древина и Удальцовой. 

Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Остается только добавить, что уникальность этой выставки, организованной при поддержке Министерства культуры области, еще и в том, что впервые нижегородцы могут увидеть у себя такое количество шедевров французской живописи. 

Нижегородский государственный художественный музей
Под одним небом
18 апреля – 16 июня

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+