Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку

Жорж Сера. «Больница и маяк в Онфлере». 1886. Фото: Собрание Инны Баженовой
Жорж Сера. «Больница и маяк в Онфлере». 1886.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Произведения из собрания издателя The Art Newspaper Инны Баженовой не раз демонстрировались на выставках в ГМИИ и других ведущих отечественных и европейских музеях, а также в основанном Баженовой фонде IN ARTIBUS, где прошло уже несколько выставок, ставших заметными событиями в культурной жизни Москвы. 

Нынешняя выставка «Под одним небом» в Нижегородском государственном художественном музее, одном из старейших в России, с богатейшей коллекцией русского и зарубежного искусства, включает более 50 полотен французских постимпрессионистов и русских художников XIX–XX веков из коллекции Инны Баженовой. Из них 21  произведение французских мастеров первого ряда. Это Андре Дерен, Оноре Домье, Альбер Марке, Одилон Редон, Жорж Руо, Анри Руссо, Жорж Сёра, Морис Утрилло. А в параллели с ними — работы отечественных классиков, что позволяет проследить взаимодействие двух школ. Тем более что отечественные художники тоже представлены первыми именами: Владимир Вейсберг, Александр Древин, Петр Кончаловский, Илья Машков, Надежда Удальцова.

Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, издатель и коллекционер Инна Баженова, главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко. Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, коллекционер Инна Баженова, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ — РОСИЗО Анна Гор. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
В центре Инна Баженова и Елена Руденко (справа). Фото: Михаил Крапивин
Инна Баженова. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Михаил Крапивин
Татьяна Болотнова и гость вечера. Фото: Михаил Крапивин
Слева направо: Андрей Горшков и Дмитрий Саморуков. Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, издатель и коллекционер Инна Баженова, главный куратор фонда IN ARTIBUS Елена Руденко.
Фото: Михаил Крапивин
Директор Нижегородского государственного художественного музея Роман Жукарин, коллекционер Инна Баженова, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ — РОСИЗО Анна Гор.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
В центре Инна Баженова и Елена Руденко (справа).
Фото: Михаил Крапивин
Инна Баженова.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
Выставка «Под одним небом. Французская и русская живопись XIX-XX вв. из коллекции Инны Баженовой» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Михаил Крапивин
Татьяна Болотнова и гость вечера.
Фото: Михаил Крапивин
Слева направо: Андрей Горшков и Дмитрий Саморуков.
Фото: Михаил Крапивин

Вполне понятно, что ведущими в этом процессе параллелей и влияний были французы. Как повлиял пуантилизм на русских художников, становится понятнее при взгляде на этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлер». К слову, этот этюд к одноименной картине из Национальной галереи в Вашингтоне был включен в ретроспективу Сёра в Музее Крёллер-Мюллер в Оттерло.

Русский сезаннизм в лице Петра Кончаловского и Александра Шевченко стал откликом на радикальные новации затворника из Экса. Опусы французских «наивов» Руссо и Утрилло тоже не прошли незамеченными, повлияв на русских кубофутуристов и не только. Явные отголоски западноевропейского экспрессионизма конца 1920-х — начала 1930-х совпадают по времени с экспрессионизмом Древина и Удальцовой. 

Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Остается только добавить, что уникальность этой выставки, организованной при поддержке Министерства культуры области, еще и в том, что впервые нижегородцы могут увидеть у себя такое количество шедевров французской живописи. 

Нижегородский государственный художественный музей
Под одним небом
18 апреля – 16 июня

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+