18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ретроспектива Владимира Вейсберга открылась в фонде IN ARTIBUS

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Экспозиция объединила две крупнейшие коллекции классика московской живописи Владимира Вейсберга — ГМИИ им. А.С.Пушкина и издателя The Art Newspaper, основателя фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой

Владимир Вейсберг. «Куст». 1947. Собрание ГМИИ им. А.С.Пушкина. Фото: In Artibus Foundatio
Владимир Вейсберг. «Куст». 1947. Собрание ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Фото: In Artibus Foundatio

В 2014 году фонд IN ARTIBUS начал свою работу с выставки Владимира Вейсберга (1924–1985). Тогда в экспозиции собрали работы из частных коллекций и восьми российских музеев, а также провели конференцию и выпустили монографию, посвященную художнику. Теперь на волне поднявшегося интереса к Вейсбергу в фонде проходит вторая выставка, объединившая уже две крупнейшие коллекции Вейсберга — ГМИИ им. А.С.Пушкина и Инны Баженовой. Семьдесят картин можно будет увидеть в течение полугода. Графика же будет меняться: с февраля по апрель она будет из собрания ГМИИ, а с мая по июль — из коллекции Инны Баженовой. 

Выставка охватывает все творчество художника — от хрестоматийных работ до малоизвестных, в том числе картину «Семья Щегловых», один из ранних пейзажей Вейсберга «Куст», натюрморт «Венера и кактус», ставший эмблемой фонда, а также последнюю, незаконченную работу — «Венера и геометрия».

Владимир Вейсберг. «Черная вазочка». 1976. Собрание Инны Баженовой. Фото: In Artibus Foundatio
Владимир Вейсберг. «Черная вазочка». 1976. Собрание Инны Баженовой.
Фото: In Artibus Foundatio

Мало о ком из наших художников до сих пор идут такие страстные споры, как о Вейсберге. Одни величают его «русским Моранди» и «метафизиком», другие сражаются с этими «стереотипами». Кого-то восхищает его способность «поверить гармонию алгеброй», а кто-то напрочь отрицает схоластичность Вейсберга, превознося мистическое начало в его живописи. Для одних существует только период «белого на белом», другие очарованы ранними цветными работами. Как отметил острый на язык баснописец советского андерграунда Валентин Воробьев, Вейсберг «умел рисовать вечность». Но путь к этой вечности был долгим и извилистым. 

Почти невозможно представить, что ученик Ильи Машкова и Александра Осмеркина вдруг может отказаться от цвета, по крайней мере в привычном его понимании. А ведь ранние работы Вейсберга были вполне в духе «Бубнового валета», хотя уже отмечены жемчужной проседью. Это особое серебристое сфумато со временем будет все сильнее поглощать цвет, пока не растворит его полностью. 

Владимир Вейсберг. «Сидящая обнаженная». 1960. Собрание Инны Баженовой. Фото: In Artibus Foundatio
Владимир Вейсберг. «Сидящая обнаженная». 1960. Собрание Инны Баженовой.
Фото: In Artibus Foundatio

Не менее удивительно, что Вейсберг некоторое время посещал студию Василия Ситникова, с которым дружил, но не стал его эпигоном. Несколько лет Вейсберг выставлялся с группой художников «сурового стиля» «Восемь», но и там не подпал под влияние товарищей, воспевавших геологов и покорителей целины. Вейсберг почти всю жизнь боготворил Поля Сезанна — хотя его классические работы, буквально сотканные из цветного тумана, менее всего напоминают рубленые сезанновские натюрморты. Вейсберг как будто слишком буквально понял завет Сезанна — смотреть на натуру как на совокупность простых форм, сфер, конусов и цилиндров. Но к этим первоосновам он добавлял еще классические гипсы и диковинные раковины. Кажется, в своем стремлении к абсолюту Вейсберг дошел до самой последней структурной единицы, но всегда умело ускользал от упрощений.

Впрочем, Вейсберг был одним из немногих в СССР художников, которые имели какое-то представление о структурализме. Его отец Григорий Вейсберг был одним из первых советских психологов, изучавших психо­анализ. В начале ­1960-х Владимир Вейсберг даже сделал доклад «О видах колористического восприятия искусства» на симпозиуме структуралистов в Институте славяноведения. 

В его живопись «белого на белом» встраивается целый ряд метафор: зима, смерть, вечность, абсолютное молчание, гармония и еще бесконечно много ассоциаций, затрагивающих глубины коллективного бессознательного. И все-таки, как ни раскладывай искусство Вейсберга по полочкам, оно так и остается вещью в себе, охраняя свою магию от любого анализа. 

Фонд IN ARTIBUS
Владимир Вейсберг. Ничего, кроме гармонии
1 февраля – 28 июля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+