Французские и русские художники встретились в Уфе

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В Башкирском художественном музее открылась выставка работ мастеров начала ХХ века из собрания Инны Баженовой

Андре Дерен. «Вид порта Мартиг». 1913.  Фото: Собрание Инны Баженовой
Андре Дерен. «Вид порта Мартиг». 1913.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Художественный музей им. М.В.Нестерова в Уфе принимает у себя выставку из частной коллекции Инны Баженовой, издателя международной сети The Art Newspaper, посвященную интернациональным взаимосвязям в искусстве, в первую очередь воздействию французской живописной школы на русскую на рубеже XIX и ХХ веков. Выставка проходит в партнерстве с Фондом поддержки и развития детского образования Минзали Ишмуратовой. 

Московской публике название выставки — «Под одним небом» — уже знакомо. В 2016 году культурный фонд IN ARTIBUS показывал первый вариант экспозиции. Ее второй вариант, который откроется в Уфе, более компактный и энергичный — 40 работ русских и французских художников. Петр Кончаловский и Александр Древин, Анатолий Зверев и Владимир Вейсберг, Илья Машков, Николай Синезубов и Александр Шевченко, Андре Дерен, Оноре Домье, Одилон Редон и Морис Утрилло, Жорж Сёра из коллекции основателя культурного фонда IN ARTIBUS — частые гости российских и зарубежных музейных выставок, но некоторые произведения здесь будут демонстрироваться впервые, как работы Адольфа Монтичелли (1824–1886), любимого художника Винсента ван Гога. 

Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Это редкая возможность увидеть в открытом доступе вещи, знакомые лишь узкому кругу ценителей. Коллекция Инны Баженовой строится не по принципу социокультурной концепции — она органически следует за многообразием взаимовлияний в среде классической живописи. Русский раздел коллекции самостоятелен, но существует в контексте общеевропейской истории искусства. «Для меня одинаково важна и отечественная и мировая художественная практика. В искусстве мне интересны точки схода: взаимовлияния, желание учиться у соседей, обмен информацией. Деятельность фонда — это отражение моего отношения к искусству как к огромному, сложному, вечно живому общемировому процессу. Визуальный язык для всех един, он понятен без перевода. Искусство — это пространство, в котором легче всего договориться», — считает Инна Баженова. 

Живописным камертоном экспозиции выступает пленэрный этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлере», недавно экспонировавшийся на крупнейшей ретроспективе художника, которая прошла в Музее Крёллер-Мюллер в Нидерландах. Монмартр Мориса Утрилло перекликается на выставке с московскими городскими пейзажами, а разные варианты сезаннизма представлены произведениями Андре Дерена, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Петра Кончаловского, Александра Шевченко и, неожиданно, хрестоматийного соцреалиста Георгия Ряжского. В свою очередь французский и русский подходы к экспрессионизму демонстрируют работы Жоржа Руо и Александра Древина. 

Еще две работы, Михаила Нестерова, — парный эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве (1892) — вставная глава экспозиции. Нестеров, мало подверженный французским веяниям, «проходит вне конкурса» как дань уважения организаторов выставки к 100-летнему юбилею музея, основанного художником, уроженцем Уфы.  

Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова
Под одним небом. Из собрания Инны Баженовой
6 сентября – 31 октября

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Она продолжит заниматься площадкой фонда V–A–С в Венеции в палаццо Дзаттере, где во время 59-й Венецианской биеннале представят проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях»
28.12.2021
Генеральный директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика покидает свой пост
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+