Французские и русские художники встретились в Уфе

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

В Башкирском художественном музее открылась выставка работ мастеров начала ХХ века из собрания Инны Баженовой

Андре Дерен. «Вид порта Мартиг». 1913.  Фото: Собрание Инны Баженовой
Андре Дерен. «Вид порта Мартиг». 1913.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Художественный музей им. М.В.Нестерова в Уфе принимает у себя выставку из частной коллекции Инны Баженовой, издателя международной сети The Art Newspaper, посвященную интернациональным взаимосвязям в искусстве, в первую очередь воздействию французской живописной школы на русскую на рубеже XIX и ХХ веков. Выставка проходит в партнерстве с Фондом поддержки и развития детского образования Минзали Ишмуратовой. 

Московской публике название выставки — «Под одним небом» — уже знакомо. В 2016 году культурный фонд IN ARTIBUS показывал первый вариант экспозиции. Ее второй вариант, который откроется в Уфе, более компактный и энергичный — 40 работ русских и французских художников. Петр Кончаловский и Александр Древин, Анатолий Зверев и Владимир Вейсберг, Илья Машков, Николай Синезубов и Александр Шевченко, Андре Дерен, Оноре Домье, Одилон Редон и Морис Утрилло, Жорж Сёра из коллекции основателя культурного фонда IN ARTIBUS — частые гости российских и зарубежных музейных выставок, но некоторые произведения здесь будут демонстрироваться впервые, как работы Адольфа Монтичелли (1824–1886), любимого художника Винсента ван Гога. 

Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942. Фото: Собрание Инны Баженовой
Владимир Лебедев. «Натюрморт с цветами». 1942.
Фото: Собрание Инны Баженовой

Это редкая возможность увидеть в открытом доступе вещи, знакомые лишь узкому кругу ценителей. Коллекция Инны Баженовой строится не по принципу социокультурной концепции — она органически следует за многообразием взаимовлияний в среде классической живописи. Русский раздел коллекции самостоятелен, но существует в контексте общеевропейской истории искусства. «Для меня одинаково важна и отечественная и мировая художественная практика. В искусстве мне интересны точки схода: взаимовлияния, желание учиться у соседей, обмен информацией. Деятельность фонда — это отражение моего отношения к искусству как к огромному, сложному, вечно живому общемировому процессу. Визуальный язык для всех един, он понятен без перевода. Искусство — это пространство, в котором легче всего договориться», — считает Инна Баженова. 

Живописным камертоном экспозиции выступает пленэрный этюд Жоржа Сёра «Больница и маяк в Онфлере», недавно экспонировавшийся на крупнейшей ретроспективе художника, которая прошла в Музее Крёллер-Мюллер в Нидерландах. Монмартр Мориса Утрилло перекликается на выставке с московскими городскими пейзажами, а разные варианты сезаннизма представлены произведениями Андре Дерена, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Петра Кончаловского, Александра Шевченко и, неожиданно, хрестоматийного соцреалиста Георгия Ряжского. В свою очередь французский и русский подходы к экспрессионизму демонстрируют работы Жоржа Руо и Александра Древина. 

Еще две работы, Михаила Нестерова, — парный эскиз к росписям Владимирского собора в Киеве (1892) — вставная глава экспозиции. Нестеров, мало подверженный французским веяниям, «проходит вне конкурса» как дань уважения организаторов выставки к 100-летнему юбилею музея, основанного художником, уроженцем Уфы.  

Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова
Под одним небом. Из собрания Инны Баженовой
6 сентября – 31 октября

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+