18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Во имя Венецианской хартии

№72
Материал из газеты

В музее-заповеднике «Гатчина» завершена реставрация дворцовой церкви и Арсенального зала, а также консервация с элементами воссоздания Чесменской галереи

Нынешний этап реставрационных работ в Гатчине выполнялся по программе петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в 2017–2018 годах на общую сумму 265 млн руб. Их провели компании «Возрождение Петербурга» и «Реставратор».

Из всех пригородных дворцово-парковых ансамблей Северной столицы Государственный музей-заповедник «Гатчина» начали восстанавливать позже других. За Большой Гатчинский дворец, который был возведен Антонио Ринальди, затем перестроен сперва по проекту Винченцо Бренны, а потом еще раз — по проекту Романа Кузьмина, реставраторы взялись только в 1976 году. Отдельные залы были предъявлены публике через десять лет, 8 мая 1986-го. А впервые бывшая императорская резиденция открыла двери для посетителей 19 мая 1918 года. Между этими двумя майскими днями был раннесоветский показ в духе «как жили цари», разрушение дворца в годы Великой Отечественной и долгое использование сохранившихся частей здания различными военными организациями.

В 1938–1940 годах в ходе инвентаризации интерьеры дворца зафиксировал фотограф Михаил Величко. Его архив послужил ценным иконографическим источником для реставраторов. Но после 1985 года возникали затяжные паузы, и лишь в последнее десятилетие финансирование из бюджета Петербурга идет ритмично, что позволяет раз в несколько лет открывать новые залы. Нынешняя триада началась с церкви Живоначальной Троицы. Она располагается в северо-восточной части Кухонного каре Большого Гатчинского дворца, в трехэтажном объеме, увенчанном граненым куполом. Храм был построен одновременно с дворцом. Первоначальный объем церкви был изменен при перестройках Кухонного каре в 1844–1849 годах. Во время войны церковь оказалась единственным уцелевшим в пожаре помещением дворца, что породило массу легенд о чуде.

За последние два года в храме и крипте отреставрированы чугунные лестницы, штукатурная отделка, восполнены искусственным белым мрамором повреждения колонн. В церкви воссоздан паркет со сложным геометрическим орнаментом из ценных пород дерева, а в крипте отреставрирован пол с мозаикой «терраццо». Церковь сейчас служит по своему прямому назначению, находясь в ведении общины, созданной музейными сотрудниками.

Двусветный Арсенальный зал, главное помещение Арсенального каре дворца, построили в 1797 году по проекту Бренны; полвека спустя его капитально переделал Кузьмин, который все же сохранил идею прямоугольника, разделенного мощными колоннами на три нефа. Зал украшали два декоративных камина и мраморные подоконники, в него вела «дверь одностворчатая орехового дерева с зеркальным стеклом и хрустальной ручкою». Пол Арсенального зала по замыслу архитектора выстилался из дуба с украшением по периметру амарантовыми фризами.

В фонде графики ГМЗ «Гатчина» сохранились чертежи второй половины XIX века, которые очень помогли при реставрации. Во времена Александра III, сделавшего Гатчину своей главной загородной резиденцией, Арсенальный зал был ярким образцом эклектики — с диванами, картинками, чучелами медведей. Это богатство хорошо видно и на фотографиях Величко. К нашему времени от него не осталось и следа. Даже дверные проемы были переложены — один появился вместо камина. В полу красовались железобетонные подушки, служившие фундаментами тяжелых станков.

Реставрационный совет музея принял решение реконструировать интерьер Арсенального зала на основе акварели Эдуарда Гау 1876 года. Были воссозданы лепной декор в виде растительного орнамента, паркет, оконные заполнения из дуба, подоконники и камины из белого мрамора, люстра над бильярдом и бра на колоннах. По мысли Василия Панкратова, директора ГМЗ «Гатчина», зал должен напоминать о своем назначении: это место для вечерних встреч и бесед в кругу императорской семьи.

Дошли руки и до Чесменской галереи, расположенной в центральном корпусе дворца. Она была построена в конце XVIII века по проекту все того же Бренны. Стены украшали картины Якоба Филиппа Гаккерта, изображающие Чесменское морское сражение 1770 года и перемежающиеся лепной воинской арматурой. Центром южной стены была сложная архитектурно-декоративная композиция с камином и зеркалом над ним. В 1944 году пожар уничтожил почти все, включая деревянные перекрытия и кровлю, статуи и лепные украшения. В 1970-х было выполнено монолитное железобетонное перекрытие, но до 2018 года помещение не реставрировалось. В ходе нынешних работ расчистили и законсервировали штукатурную историческую отделку и гипсовый декор — там, где они сохранились; восполнили утраты кирпичной кладки, укрепили остатки позолоты, воссоздали дверной портал, фрагменты отделки стен и паркетного пола.

Однако музей, в полном соответствии с Венецианской хартией, все же отказался от воссоздания Чесменской галереи. Решено сохранить полуразрушенные стены, зияющие дыры, следы сажи — как напоминание о войне. К маю, сообщил нам Василий Панкратов, готовится мультимедийная инсталляция, которая расскажет о военной трагедии 1944 года. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+