Во имя Венецианской хартии

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

В музее-заповеднике «Гатчина» завершена реставрация дворцовой церкви и Арсенального зала, а также консервация с элементами воссоздания Чесменской галереи

Эдуард Гау. «Чесменская галерея». 1877. Акварель.Фото: КГИОП
Эдуард Гау. «Чесменская галерея». 1877. Акварель.
Фото: КГИОП

Нынешний этап реставрационных работ в Гатчине выполнялся по программе петербургского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) в 2017–2018 годах на общую сумму 265 млн руб. Их провели компании «Возрождение Петербурга» и «Реставратор».

Из всех пригородных дворцово-парковых ансамблей Северной столицы Государственный музей-заповедник «Гатчина» начали восстанавливать позже других. За Большой Гатчинский дворец, который был возведен Антонио Ринальди, затем перестроен сперва по проекту Винченцо Бренны, а потом еще раз — по проекту Романа Кузьмина, реставраторы взялись только в 1976 году. Отдельные залы были предъявлены публике через десять лет, 8 мая 1986-го. А впервые бывшая императорская резиденция открыла двери для посетителей 19 мая 1918 года. Между этими двумя майскими днями был раннесоветский показ в духе «как жили цари», разрушение дворца в годы Великой Отечественной и долгое использование сохранившихся частей здания различными военными организациями.

В 1938–1940 годах в ходе инвентаризации интерьеры дворца зафиксировал фотограф Михаил Величко. Его архив послужил ценным иконографическим источником для реставраторов. Но после 1985 года возникали затяжные паузы, и лишь в последнее десятилетие финансирование из бюджета Петербурга идет ритмично, что позволяет раз в несколько лет открывать новые залы. Нынешняя триада началась с церкви Живоначальной Троицы. Она располагается в северо-восточной части Кухонного каре Большого Гатчинского дворца, в трехэтажном объеме, увенчанном граненым куполом. Храм был построен одновременно с дворцом. Первоначальный объем церкви был изменен при перестройках Кухонного каре в 1844–1849 годах. Во время войны церковь оказалась единственным уцелевшим в пожаре помещением дворца, что породило массу легенд о чуде.

Чесменская галерея сохранит следы военных разрушений. Фото: КГИОП
Чесменская галерея сохранит следы военных разрушений.
Фото: КГИОП

За последние два года в храме и крипте отреставрированы чугунные лестницы, штукатурная отделка, восполнены искусственным белым мрамором повреждения колонн. В церкви воссоздан паркет со сложным геометрическим орнаментом из ценных пород дерева, а в крипте отреставрирован пол с мозаикой «терраццо». Церковь сейчас служит по своему прямому назначению, находясь в ведении общины, созданной музейными сотрудниками.

Двусветный Арсенальный зал, главное помещение Арсенального каре дворца, построили в 1797 году по проекту Бренны; полвека спустя его капитально переделал Кузьмин, который все же сохранил идею прямоугольника, разделенного мощными колоннами на три нефа. Зал украшали два декоративных камина и мраморные подоконники, в него вела «дверь одностворчатая орехового дерева с зеркальным стеклом и хрустальной ручкою». Пол Арсенального зала по замыслу архитектора выстилался из дуба с украшением по периметру амарантовыми фризами.

В фонде графики ГМЗ «Гатчина» сохранились чертежи второй половины XIX века, которые очень помогли при реставрации. Во времена Александра III, сделавшего Гатчину своей главной загородной резиденцией, Арсенальный зал был ярким образцом эклектики — с диванами, картинками, чучелами медведей. Это богатство хорошо видно и на фотографиях Величко. К нашему времени от него не осталось и следа. Даже дверные проемы были переложены — один появился вместо камина. В полу красовались железобетонные подушки, служившие фундаментами тяжелых станков.

Чесменская галерея, вид после разрушений 1944 года. Фото: КГИОП
Чесменская галерея, вид после разрушений 1944 года.
Фото: КГИОП

Реставрационный совет музея принял решение реконструировать интерьер Арсенального зала на основе акварели Эдуарда Гау 1876 года. Были воссозданы лепной декор в виде растительного орнамента, паркет, оконные заполнения из дуба, подоконники и камины из белого мрамора, люстра над бильярдом и бра на колоннах. По мысли Василия Панкратова, директора ГМЗ «Гатчина», зал должен напоминать о своем назначении: это место для вечерних встреч и бесед в кругу императорской семьи.

Дошли руки и до Чесменской галереи, расположенной в центральном корпусе дворца. Она была построена в конце XVIII века по проекту все того же Бренны. Стены украшали картины Якоба Филиппа Гаккерта, изображающие Чесменское морское сражение 1770 года и перемежающиеся лепной воинской арматурой. Центром южной стены была сложная архитектурно-декоративная композиция с камином и зеркалом над ним. В 1944 году пожар уничтожил почти все, включая деревянные перекрытия и кровлю, статуи и лепные украшения. В 1970-х было выполнено монолитное железобетонное перекрытие, но до 2018 года помещение не реставрировалось. В ходе нынешних работ расчистили и законсервировали штукатурную историческую отделку и гипсовый декор — там, где они сохранились; восполнили утраты кирпичной кладки, укрепили остатки позолоты, воссоздали дверной портал, фрагменты отделки стен и паркетного пола.

Однако музей, в полном соответствии с Венецианской хартией, все же отказался от воссоздания Чесменской галереи. Решено сохранить полуразрушенные стены, зияющие дыры, следы сажи — как напоминание о войне. К маю, сообщил нам Василий Панкратов, готовится мультимедийная инсталляция, которая расскажет о военной трагедии 1944 года. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+