18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На чем экономил император Николай I при оформлении интерьеров

№61
Материал из газеты

Государь лично контролировал создание своих гатчинских покоев, изрядно при этом экономя. Но на реставрации лучше не экономить. Восстановительные работы в Гатчине закончатся в мае, а в 2019 году там откроется постоянная экспозиция

В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» завершается реставрация личных покоев Николая I, примечательная неожиданной находкой фрагментов подъемного механизма. Это была вторая, электрическая версия лифта, созданного для подъема на верхние этажи Александры Федоровны, слабой здоровьем супруги императора.

Сами покои находятся на первом этаже Арсенального каре Большого Гатчинского дворца. Они созданы в 1848–1853 годах по проекту Романа Кузьмина, который в то время служил при гоф­интендантской конторе Министерства двора, ведавшей строительством в царских резиденциях. Николай I поручил Кузьмину расширить существовавшие покои с учетом тогдашних требований комфорта (ватерклозеты, отопление), при этом не меняя внешнего облика дворца.

Против принятых в ту пору правил парадные комнаты — Малый угловой кабинет, камердинерская, прием­ная, Большой военный кабинет — расположились на первом этаже, а не в бель­этаже. В архитектурную моду вошла эклектика, или историзм. Кузьмин выбрал для оформления интерьеров так называемое второе рококо, оставив мебель в стиле «николаевского ампира».

Царь для экономии менял смету по ходу работ, поэтому вместо наборных полов из цветного дерева появляется простой паркет, минимизируется лепнина на потолках, и, вопреки барочным традициям, от ее золочения вовсе отказываются. Мебель используют старую, только меняют на ней обивку. Из архивных документов и мемуаров известно, что венценосный заказчик был постоянно недоволен архитектором. То уровень пола слишком близко к нижнему уровню окна, и царь угрожает, что заставит Кузьмина все переделать за собственный счет. То мраморные подоконники надо заменить на каменные, но Кузьмин отвечает, что мраморные нужны «для придания приличного вида». Было известно, что под Арсенальным каре находится родник. Когда царь увидел на стене трещину в штукатурке, то архитектора посадили под арест. Выпустили, только когда выяснили, что конструкции здания не нарушены.

Любопытно, что Николай I и фактически придворный архитектор общались не напрямую, а через Якова Захаржевского, управляющего Царскосельской конторой, куда входил Гатчинский дворец, и Петра Волконского, министра Императорского двора. Но переписка туда и обратно занимала всего несколько дней. Оперативность объясняется короткими строительными сезонами: работы велись только в теплое время года.

К 1917 году два николаевских кабинета сохранялись как мемориальные, в остальных помещениях хранились велосипеды, кушетка со шкурой медведя и прочие предметы быта поздних Романовых. Первые послереволюционные годы отметились пропагандистской выставкой «Он 30 лет калечил Россию с целью погубить ее»: на стенах вкривь и вкось висели портреты Николая I, мундир был прибит к трону, на полу валялась корона. Музейщики протестовали — вскоре выставку закрыли и вернули покоям исторический вид. В 1941 году при эвакуации художественных ценностей из дворца произведения XIX века вывози­ли хуже, чем, например, XVIII столетия, лишь по одному предмету мебели. Но спасли живопись, акварели, бронзу, фарфор. После войны Гатчинский дворец занял военный институт, который поступил с николаевскими покоями относительно гуманно, сохранив объемы помещений. Когда «постояльцы» выехали, остались бетонные станины, их пришлось вырубать из пола.

Иконографическим материалом для воссоздания покоев служат акварели Эдуарда Гау, созданные в 1862 и 1877 годах, дореволюционные фотографии и подробная съемка, сделанная Михаилом Величко в ходе генеральной инвентаризации Гатчинского музея в 1930 году. На этих материалах видно, что обои в Большом кабинете были зеленого цвета, в приемной — василькового, в камердинерской — светло-зеленого, в Малом кабинете — золотистого. Камины были украшены каррарским мрамором, верхний контур под сводчатым потолком окаймлялся аграмантом — плетеной тесьмой или шнуром.

Главным украшением Большого кабинета служило полотно Иоганна Баптиста Лампи-младшего «Император Павел I со свитой» (265х365 см), написанное в 1799–1802 годах. Известно, впрочем, что изображенные на нем персонажи никогда вместе не собирались. Вероятно, Лампи копировал другие портреты, перенося их на свою картину. В остальных трех помещениях находились любимые Николаем I прусские военные сцены художника Карла Шульца, а также акварельные «таблицы» художников Ланга и Карла Пиратского с изображением русской военной формы начиная со времен Петра I. 

Проект реставрации покоев был разработан институтом «Спецпроектреставрация» в 2013 году. Работы начались через два года, их ведет компания «РБМ-Реконструкция». В прошлом году при расчистке подвала от многолетнего мусора под николаевскими покоями была обнаружена подъемная машина. Она не упоминается в документах, но известно, что в 1850-х годах в этом месте находился механический подъемник с креслом для императрицы Александры Федоровны. Он был сделан на заводе, основанном в Петербурге знаменитым шотландским инженером и предпринимателем Чарльзом Бердом. Музей планирует законсервировать находку и показывать ее как археологический объект, одновременно воссоздав действующую модель механического подъемника.

Реставрация николаевских покоев закончится в мае. В 2019 году там откроется постоянная экспозиция. В планах ГМЗ — реставрация (ее проект согласован) соседнего двусветного Арсенального зала площадью 600 кв. м, главного пространства Арсенального каре.  

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+