18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Гулять и смотреть

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Апрель — прекрасный месяц, чтобы начать гулять по московским бульварам и неприметным улочкам и смотреть на стрит-арт, считает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели

Василий Церетели. Фото: MMOMA
Василий Церетели.
Фото: MMOMA

Я бы рекомендовал начать с «Винзавода», а затем дойти до «Атриума», фасад которого украшают произведения Харифа Гузмана, Тристана Итона, Покраса Лампаса, Фелипе Пантоне, Шепарда Фейри, Бена Эйна и WK Interact. Выставка Фейри «Форс-мажор» состоялась у нас минувшей осенью. Она вошла в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны и получила свое продолжение в городском пространстве при участии творческого объединения «Артмоссфера» — мурал Шепарда Фейри теперь можно увидеть и на фасаде здания № 12 по Мытной улице.

В целом появление стрит-арта в стенах музеев — новая норма. Первой в российской выставочной практике стала персональная выставка художника Павла Пухова (1983–2013), работавшего под псевдонимом Паша 183. Проект «Наше дело подвиг!» с большим успехом прошел в нашем здании на Гоголевском, 10 в 2014 году. Он на примере творчества одного художника столкнул или соединил музейное пространство и уличное искусство. Паша 183 начал работать в 2002 году, за десять лет его творчество оказало значительное влияние на развитие и восприятие стрит-арта в России, позволив многим впервые увидеть в  уличном искусстве полноценное художественное высказывание. Многие работы Паши были безвозвратно утеряны, поэтому на выставке мы старались воспроизвести эти уличные инсталляции на основе воспоминаний его друзей и архивных фотографий. Сегодня его «Аленка» хранится в собрании Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. 

Конечно, это не все проекты, о которых хотелось бы рассказать. Например, в 2016 году прошла персональная выставка Валерия Чтака «В моем случае — ни в коем случае», а в 2017-м совместно с фондом RuArts — «Сажа». Каждая из них уникальна по-своему, но очевидно, что стрит-арт сегодня не просто стихийная альтернативная деятельность в современном искусстве.

Я рад, что общество и государство постепенно становятся все более открытыми к сложным форматам экспонирования, новым формам искусства, городские фасады приобретают новый облик, а московские районы проводят свои фестивали, как, например, Urban Morphogenesis в Одинцове. Но новое знание рождает новые вопросы. Чем визуальная пропаганда отличается от стрит-арта? В чем ценность для города санкционированного паблик-арта или, наоборот, нелегальных уличных практик? 

В поисках ответов мы решили на одну неделю превратить наш Образовательный центр в базу исследовательского проекта о современной российской стрит-арт-культуре. Форум уличного искусства мы проведем совместно с фондом RuArts и Институтом исследования стрит-арта. Вместе мы посмотрим, как развиваются уличное искусство и граффити сегодня, как эти процессы влияют на формирование современного городского пространства и какие техники и темы интересуют уличных художников. Форум будет поделен на несколько секций: лекции уличных художников, открытые дискуссии, выставка, показ документальных фильмов и музыкальные выступления. Среди участников — Владимир Абих, Андрей Adno, Миша Мост, Анна Нистратова, Алексей Партола, Владимир Стекачев, Артем Филатов и другие.

Я уверен, что стрит-арт как направление в искусстве способствует открытости города — его общественного пространства, музеев, частных институций — к такому экспериментальному художественному освоению территории. Это верный путь к демократии, к установлению комфортного диалога между горожанином и городом. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
6
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
7
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
История великого коллекционера, умевшего извлекать прибыль из любых обстоятельств, нефтяного магната и ценителя искусства, памятником которому остался музей его имени в столице Португалии
15.09.2023
Коллекция Галуста Гюльбекяна: «пять процентов» Эрмитажа в Лиссабоне
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+