Гулять и смотреть

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Апрель — прекрасный месяц, чтобы начать гулять по московским бульварам и неприметным улочкам и смотреть на стрит-арт, считает исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели

Василий Церетели. Фото: MMOMA
Василий Церетели.
Фото: MMOMA

Я бы рекомендовал начать с «Винзавода», а затем дойти до «Атриума», фасад которого украшают произведения Харифа Гузмана, Тристана Итона, Покраса Лампаса, Фелипе Пантоне, Шепарда Фейри, Бена Эйна и WK Interact. Выставка Фейри «Форс-мажор» состоялась у нас минувшей осенью. Она вошла в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны и получила свое продолжение в городском пространстве при участии творческого объединения «Артмоссфера» — мурал Шепарда Фейри теперь можно увидеть и на фасаде здания № 12 по Мытной улице.

В целом появление стрит-арта в стенах музеев — новая норма. Первой в российской выставочной практике стала персональная выставка художника Павла Пухова (1983–2013), работавшего под псевдонимом Паша 183. Проект «Наше дело подвиг!» с большим успехом прошел в нашем здании на Гоголевском, 10 в 2014 году. Он на примере творчества одного художника столкнул или соединил музейное пространство и уличное искусство. Паша 183 начал работать в 2002 году, за десять лет его творчество оказало значительное влияние на развитие и восприятие стрит-арта в России, позволив многим впервые увидеть в  уличном искусстве полноценное художественное высказывание. Многие работы Паши были безвозвратно утеряны, поэтому на выставке мы старались воспроизвести эти уличные инсталляции на основе воспоминаний его друзей и архивных фотографий. Сегодня его «Аленка» хранится в собрании Музея стрит-арта в Санкт-Петербурге. 

Конечно, это не все проекты, о которых хотелось бы рассказать. Например, в 2016 году прошла персональная выставка Валерия Чтака «В моем случае — ни в коем случае», а в 2017-м совместно с фондом RuArts — «Сажа». Каждая из них уникальна по-своему, но очевидно, что стрит-арт сегодня не просто стихийная альтернативная деятельность в современном искусстве.

Я рад, что общество и государство постепенно становятся все более открытыми к сложным форматам экспонирования, новым формам искусства, городские фасады приобретают новый облик, а московские районы проводят свои фестивали, как, например, Urban Morphogenesis в Одинцове. Но новое знание рождает новые вопросы. Чем визуальная пропаганда отличается от стрит-арта? В чем ценность для города санкционированного паблик-арта или, наоборот, нелегальных уличных практик? 

В поисках ответов мы решили на одну неделю превратить наш Образовательный центр в базу исследовательского проекта о современной российской стрит-арт-культуре. Форум уличного искусства мы проведем совместно с фондом RuArts и Институтом исследования стрит-арта. Вместе мы посмотрим, как развиваются уличное искусство и граффити сегодня, как эти процессы влияют на формирование современного городского пространства и какие техники и темы интересуют уличных художников. Форум будет поделен на несколько секций: лекции уличных художников, открытые дискуссии, выставка, показ документальных фильмов и музыкальные выступления. Среди участников — Владимир Абих, Андрей Adno, Миша Мост, Анна Нистратова, Алексей Партола, Владимир Стекачев, Артем Филатов и другие.

Я уверен, что стрит-арт как направление в искусстве способствует открытости города — его общественного пространства, музеев, частных институций — к такому экспериментальному художественному освоению территории. Это верный путь к демократии, к установлению комфортного диалога между горожанином и городом. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+