Будем мечтать

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

Исполнительный директор Mоcковcкого музея современного искусства Василий Церетели в своей первой колонке для нашей газеты предлагает всем помечтать — о культурной жизни Москвы будущего

Василий Церетели. Фото: Никита Бережной
Василий Церетели.
Фото: Никита Бережной

Мне очень приятно, что в 2019 году, юбилейном для Московского музея современного искусства, я стал колумнистом влиятельнейшего в России издания об искусстве. Я хотел бы посвятить свои колонки не только планам нашего музея, но и рассказать, как и чем он живет, как функционируют его отделы, каковы наши миссия и задачи и кто она — наша команда. Однако в своей первой колонке я предлагаю нам с вами помечтать. Ведь стратегии не возникают ниоткуда, они рождаются из идей, а идеи — зачастую из мечтаний и размышлений.

Итак, культурная жизнь Москвы не затихает, однако теперь вернисажи выставок и другие события не происходят в один день и в одно и то же время. Музеи объединены воздушным шестым транспортным кольцом, где нет пробок и есть безлимитный проезд по «Тройке», где всегда найдется свободное место, но никогда не будет места агрессии. Наш город — от небольших, скрытых от глаз скверов, будь то Пушкинский или Девичьего Поля, до огромных площадей — не теряет объектов культурного наследия и наполняется паблик-артом российских и иностранных художников, среди которых есть и Жауме Пленса, и Энтони Гормли, и Паша 183, и Тимофей Радя. Тотальные инсталляции, скульптурные композиции, живописные работы или небольшие городские интервенции не только украшают центральные улицы, но и воспитывают в каждом желание приблизить лучшее завтра, построенное на принципе возможности выбора и уважительного отношения к другому человеку и окружающей его среде.

Дома, где сосредоточена культура, не ограничены своими стенами — город входит в них, а они выходят в город. Максимальная доступность и открытость отныне не просто слова; открытость новому, кстати, теперь есть не только в «Гараже», МАММ, Историческом музее, музеях Марины Цветаевой или Льва Толстого, но и у их посетителей. Потребление культуры — это образ жизни, когда между институциями рождается здоровая конкуренция, развивающая тем самым музейное дело, совершенствуя качество выставочных проектов. Столица свободна и не ограничивает в этой свободе других: понятная для каждого жителя планеты навигация позволяет не только найти то, что ты ищешь, но и помогает расслабиться в большом городе и с удовольствием затеряться без сигнала GPS в его переулках, словно в улочках Венеции.

Можно ли в моих мечтах быть менее зависимыми от субсидий государства? В городе развиваются местные некоммерческие самоорганизации, появляются различные формы художественной жизни, возникают частные институции, поддерживаемые меценатами, спонсорами и даже посетителями. В таком городе в каждом районе, от Ясенево до Куркино, есть свой, домашний музей, который способствует выработке новых форм досуга. Мы отчетливо видим тенденцию к получению эмоций и нового опыта, а не к приобретению вещей. Это движение охватывает не только Москву, но и распространяется по регионам, которые омывают Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны. Люди путешествуют через всю Россию, чтобы посмотреть хороший проект.  

Что сказать о внутренней и внешней цензуре для людей искусства? Город — это большой и сложный механизм, и нам нужно договариваться с людьми, которые нас в нем окружают. Культурные центры стали новыми агорами, где обсуждаются передовые идеи, рождаются споры, а в них — и истина о том, как нам жить вместе, без ненависти и вражды. 
И мы еще что-то загадаем, когда всей командой будем задувать свечи в честь нашего 20-летия в декабре наступившего года. 

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+