18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Будем мечтать

№70
Материал из газеты

Исполнительный директор Mоcковcкого музея современного искусства Василий Церетели в своей первой колонке для нашей газеты предлагает всем помечтать — о культурной жизни Москвы будущего

Мне очень приятно, что в 2019 году, юбилейном для Московского музея современного искусства, я стал колумнистом влиятельнейшего в России издания об искусстве. Я хотел бы посвятить свои колонки не только планам нашего музея, но и рассказать, как и чем он живет, как функционируют его отделы, каковы наши миссия и задачи и кто она — наша команда. Однако в своей первой колонке я предлагаю нам с вами помечтать. Ведь стратегии не возникают ниоткуда, они рождаются из идей, а идеи — зачастую из мечтаний и размышлений.

Итак, культурная жизнь Москвы не затихает, однако теперь вернисажи выставок и другие события не происходят в один день и в одно и то же время. Музеи объединены воздушным шестым транспортным кольцом, где нет пробок и есть безлимитный проезд по «Тройке», где всегда найдется свободное место, но никогда не будет места агрессии. Наш город — от небольших, скрытых от глаз скверов, будь то Пушкинский или Девичьего Поля, до огромных площадей — не теряет объектов культурного наследия и наполняется паблик-артом российских и иностранных художников, среди которых есть и Жауме Пленса, и Энтони Гормли, и Паша 183, и Тимофей Радя. Тотальные инсталляции, скульптурные композиции, живописные работы или небольшие городские интервенции не только украшают центральные улицы, но и воспитывают в каждом желание приблизить лучшее завтра, построенное на принципе возможности выбора и уважительного отношения к другому человеку и окружающей его среде.

Дома, где сосредоточена культура, не ограничены своими стенами — город входит в них, а они выходят в город. Максимальная доступность и открытость отныне не просто слова; открытость новому, кстати, теперь есть не только в «Гараже», МАММ, Историческом музее, музеях Марины Цветаевой или Льва Толстого, но и у их посетителей. Потребление культуры — это образ жизни, когда между институциями рождается здоровая конкуренция, развивающая тем самым музейное дело, совершенствуя качество выставочных проектов. Столица свободна и не ограничивает в этой свободе других: понятная для каждого жителя планеты навигация позволяет не только найти то, что ты ищешь, но и помогает расслабиться в большом городе и с удовольствием затеряться без сигнала GPS в его переулках, словно в улочках Венеции.

Можно ли в моих мечтах быть менее зависимыми от субсидий государства? В городе развиваются местные некоммерческие самоорганизации, появляются различные формы художественной жизни, возникают частные институции, поддерживаемые меценатами, спонсорами и даже посетителями. В таком городе в каждом районе, от Ясенево до Куркино, есть свой, домашний музей, который способствует выработке новых форм досуга. Мы отчетливо видим тенденцию к получению эмоций и нового опыта, а не к приобретению вещей. Это движение охватывает не только Москву, но и распространяется по регионам, которые омывают Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий океаны. Люди путешествуют через всю Россию, чтобы посмотреть хороший проект.  

Что сказать о внутренней и внешней цензуре для людей искусства? Город — это большой и сложный механизм, и нам нужно договариваться с людьми, которые нас в нем окружают. Культурные центры стали новыми агорами, где обсуждаются передовые идеи, рождаются споры, а в них — и истина о том, как нам жить вместе, без ненависти и вражды. 
И мы еще что-то загадаем, когда всей командой будем задувать свечи в честь нашего 20-летия в декабре наступившего года. 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+