18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Весеннее обострение прекрасного

О выставках весны и планах на март рассказал исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели в своей колонке для The Art Newspaper Russia

Весна — время перемен. Время, когда все обновляется, расцветает, день становится длиннее, температура выше, небо яснее. Для тех, кто связан с культурой, это начало жаркого сезона — впереди девять месяцев активной работы, без выходных и перерывов. Я очень люблю этот культурный календарь, который по накалу не уступает сезонно жаркому лету. Каждая минута вмещает больше, чем 60 секунд, а город начинает жить совершенно другой жизнью.

 Город в этом случае — не конкретно Москва, а общество, которое формирует ее культуру; встретиться с коллегами, кажется, проще в самолете, направляющемся в Гонконг на Art Basel, или в очереди за послеобеденным чаем на Art Dubai. Однако тенденция последних лет такова, что и Москва приглашает к себе мировых деятелей культуры, она открывает двери лучших особняков, представляет богатейшее наследие своих запасников, возвращает на арт-орбиту незаслуженно забытых художников. Я бы хотел обратить ваше внимание, дорогие читатели, что мы живем в удивительное время в удивительном городе, где каждый день что-то происходит. Лондонская школа, Бэкон и Фрейд в Пушкинском, «Мода и стиль» в МАММ, Комар и Меламид с Генрихом Худяковым у нас в ММОМА/ММСИ на Петровке, 25… И это далеко не все выставки, которые ждут нас с вами в первый месяц весны. Порой хочется установить тот самый поттеровский Time-Turner, чтобы успеть на все или пересмотреть уже увиденное.

Хотелось бы чуть подробнее рассказать о наших планах на март. Работы дуэта Комар & Меламид, 50 лет назад сформулировавшего основные принципы соц-арта, иными словами, советского поп-арта, сегодня актуальны как никогда. Кульминацией нашей выставки станет reenactment, реконструкция проекта 1992 года «Что нам делать с монументальной пропагандой», в котором Комар, Меламид и приглашенные ими художники представили работы, переосмыслявшие наследие монументального искусства эпохи тоталитаризма.

Другой художник марта в нашем музее, к сожалению, так и не увидит своей персональной выставки — Генрих Худяков, уникальный человек, великий экспериментатор, в жизни которого только случай имеет значение и задает направление мысли. Это художник вне времени или, как говорят сегодня, на все времена. Его искусство находится на грани гениальности и сумасшествия, оно рождается из вибрации души и цвета. Цветограммы и визуальные коды, системы лабиринтов, наборы символов, которые может зачастую объяснить только сам Худяков, — все это одновременно его обеспокоенность общественным вкусом и способ духовного воспитания. «Приветы времени» конца 1950-х Худякова звучат сегодня еще объемнее, еще четче.

…И так как тьмою дисциплин
Насыщена на дню программа
(Когда б не самочувствий сплин!..
Да к ним не настроений гаммы!..)

Все творческое — на ходу:
В передвижении, в столовой,
В антрактах, в паузах, в поту
Возни с иноязыким словом

Или с гимнастикой дыхательной
(Ох, этот миру бы сюрприз...
Долженствовавший путь — да скатертью —
Открыть к тебе, Орфея Приз!..)…

Весна — это еще и время, когда, как в песне Сергея Никитина, не только с юга птицы прилетают, но и люди головы теряют. И я желаю всем нам, чтобы если весенние обострения и случались, то исключительно в пользу прекрасного. Ну а немного сумасшествия в этом сумасшедшем ритме большого города никому не повредит. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+