18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Решетки Рашида Араина: политический манифест с национальным характером

№71, март 2019
№71
Материал из газеты

Ретроспектива современного британского художника в «Гараже»

Вид экспозиции выставки «Рашид Араин. Ретроспектива» в Музее современного и актуального искусства, Женева. 2018. Фото: Анник Веттер
Вид экспозиции выставки «Рашид Араин. Ретроспектива» в Музее современного и актуального искусства, Женева. 2018.
Фото: Анник Веттер

Рашид Араин (р. 1935) — один из тех людей, которые меняют мир. Он не только художник, но и политик от искусства. Началось все в 1960-е, когда молодой инженер из Пакистана решил стать художником и пере­ехал в Лондон. Здесь Араин попал под влияние скульптора-минималиста Энтони Каро, кстати тоже имевшего инженерное образование. Араин увлекся скульптурой, в основе которой лежали геометрические модули. Художник утверждает, что эти решетчатые образы пришли ему во сне, когда он увидел фантастическую 30-метровую конструкцию из решеток. 

В начале 1970-х Араин завоевал первое признание, получив несколько премий. Однако его не хотела продвигать ни одна британская галерея, да и в музеях художника не ждали. Он считал, что из-за его происхождения. Тогда в Араине и проснулось «политическое сознание». Он даже присоединился к движению «Черные пантеры», боровшемуся за права цветных, выпускал бюллетень с агитационными коллажами, который раздавал на улице. В 1975 году он написал «Предварительные записки к Черному манифесту» с призывом к «борьбе с империалистической культурой и системой».

Рашид Араин. Opus F3. 2014. Фото: Courtesy of the artist
Рашид Араин. Opus F3. 2014.
Фото: Courtesy of the artist

А его перформанс «Пакистанский ублюдок» (1977), в котором он изображал художника, больше похожего на криминального авторитета, отражал расистские настроения в британском обществе. В «Золотом теленке» (1987) в решетчатую структуру с портретами Мэрилин Монро работы Энди Уорхола Араин встроил изображение убитого пакистанца, транслируя таким образом безразличие Запада к бедствиям стран третьего мира, — дело было во время ирано-иракской войны. В работе «Ярмарка и любовь» (1985) внедрил в решетку портреты моделей-азиаток, рекламирующих отбеливающий крем. Свою борьбу он вел и в журнале «Третий текст», критикуя политику неоколониализма. А в 1989 году курировал выставку «Другая история» с произведениями художников-британцев, выходцев из бывших колоний. 

В Музее современного искусства «Гараж» представлены работы художника за 60 лет его карьеры — от ранних, созданных еще в родном Карачи и минималистских, до поздних скульптур, в которых модернизм приобретает национальный колорит. Специально для «Гаража» Араин создал скульптуру «Оммаж Татлину». А в последние недели выставки можно будет увидеть его перформанс «Диско под парусом» (1970-е) — уникальное сочетание геометрической абстракции и гимнастики цигун. 

Музей современного искусства «Гараж»
Рашид Араин. Ретроспектива
8 марта – 26 мая

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+