Жан Нувель: «Роза пустыни катарского музея цветет вопреки всему»

Мы поговорили с французским архитектором о том, как возник образ новой катарской достопримечательности, и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы над этим грандиозным проектом

Жан Нувель. Фото: Pluquet PA/ANDBZ/ABACAPRESS.COM/ТАСС
Жан Нувель.
Фото: Pluquet PA/ANDBZ/ABACAPRESS.COM/ТАСС

Национальный музей Катара Жан Нувель спроектировал вокруг небольшого дворца, возведенного для семьи шейха аль-Тани в начале ХХ века, «когда Доха была маленьким городком». Как рассказал архитектор в интервью The Art Newspaper в своей парижской мастерской, даже несмотря на то, что сегодня музей окружен современным урбанистическим ландшафтом, на него все равно влияют пустыня и море. Это и послужило источником вдохновения для Нувеля, взявшего за основу дизайна образ «розы пустыни» — напоминающего цветок кристаллического образования, которое он считает «мощнейшим символом пустыни и воздействия ветра, времени и песка». Его интригует загадочная форма кристалла: «Почему эти похожие на лезвия лепестки так хаотично накладываются один на другой?»

Национальный музей Катара с высоты птичьего полета. Фото: Ateliers Jean Nouvel
Национальный музей Катара с высоты птичьего полета.
Фото: Ateliers Jean Nouvel

Сложная архитектурная конструкция Нувеля из переплетающихся фиброцементных дисков на стальном каркасе окружает дворец шейха, который, по его мнению, «сам по себе является археологическим артефактом». По словам архитектора, ему пришлось перебрать «множество сочетаний оцифрованных изображений, чтобы прийти к этой многослойной текстуре здания». Музей задуман как тенистый караван-сарай, посетители которого могут подниматься на разные уровни и любоваться открывающимися видами на город и залив. Нувель настоял на том, чтобы «впустить воду» при помощи искусственной лагуны, обустроенной вдоль объездной дороги и служащей напоминанием о древней береговой линии.

Проект возведен вокруг маленького пустого дворца, построенного для семьи шейха аль-Тани в начале ХХ в. Фото: Ateliers Jean Nouvel
Проект возведен вокруг маленького пустого дворца, построенного для семьи шейха аль-Тани в начале ХХ в.
Фото: Ateliers Jean Nouvel

Впервые о строительстве нового музея заговорили в 2002 году, но с тех пор проект сталкивался со множеством трудностей. В 2013 году шейх Хамад передал власть своему четвертому сыну Тамиму, нынешнему эмиру Катара, который возобновил поддержку строительства. Блокада Катара, объявленная коалицией арабских стран в июне 2017-го, признает Нувель, «затруднила работу». При этом он подчеркивает, что «никто ни разу не позволил себе замечаний» о его разнообразной деятельности в регионе, включающей среди прочего проект Лувра — Абу-Даби, открытие которого состоялось в ноябре 2017 года.

Макет Национального музея. Фото: Ateliers Jean Nouvel
Макет Национального музея.
Фото: Ateliers Jean Nouvel

В 2008-м Нувелю пришлось отказаться от первого варианта проекта для катарского музея, согласно которому здание c аквариумом должно было почти полностью располагаться под землей. Концепция заключалась в том, чтобы создать «как можно более незаметный» объект, по характеру приближающийся к ленд-арту. Идея розы пустыни появилась в связи с желанием Катара получить «более заметную точку в городском ландшафте». «В конце концов, — говорит архитектор, — это национальный музей, место, связанное с историей страны, и это совсем не то же самое, что музей художественный».

Жану Нувелю предложили создать проект для Национального музея Катара в 2002 г., а 28 марта 2019 г. музей открылся для посетителей. Фото: Ateliers Jean Nouvel
Жану Нувелю предложили создать проект для Национального музея Катара в 2002 г., а 28 марта 2019 г. музей открылся для посетителей.
Фото: Ateliers Jean Nouvel

Нарушение прав иностранных рабочих при строительстве объектов к чемпионату мира по футболу, который пройдет в Катаре в 2022 году, вызвало обеспокоенность мировой общественности. Мы решили расспросить Жана Нувеля о положении строителей Национального музея. По заверению архитектора, его команда следила за тем, чтобы у строителей были достойные условия труда и жизни. В 2001 году Управление музеев Катара заключило контракт с южнокорейской фирмой Hyundai на сумму $434 млн.

Помимо архитектурного облика нового музея, Нувель разработал его интерьер и структуру экспозиции, в которых, говорит он, нашла отражение «тайная жизнь» пустыни, «противопоставленная находящемуся на виду городскому развитию и росту нефтегазовой индустрии» молодой страны. Монохромное здание цвета песка — своего рода «тотальная архитектура» без четкого разграничения между интерьером и экстерьером и с «невероятной геометрией» в обоих. «Это место стало пьедесталом для образов, своего рода передатчиком, татуированным музеем», — считает Нувель.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+