18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктория Маркова: «Приобретение Тициана сразу повышает уровень всей коллекции музея»

Главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о будущих итальянских выставках — из Музея Каподимонте и Джузеппе Арчимбольдо, а также о том, попадет ли в музейное собрание картина «Венера и Адонис», которую она атрибутировала Тициану

Виктория Маркова. Фото: Телеканал «Культура»
Виктория Маркова.
Фото: Телеканал «Культура»

Пушкинский невозможно представить без выставок из итальянских музеев. И проходящая сейчас в музее небольшая выставка «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники» — пролог другой, большой выставки. Расскажите о ней, пожалуйста. 

На самом деле на будущий год мы планируем две большие итальянские выставки. Из Музея Каподимонте должны приехать примерно 60 картин, которые займут всю главную перспективу музея, то есть Белый зал и колоннаду. Мы также обсуждаем возможность освободить еще Итальянский и Французский залы, потому что будут и большие полотна XVII–XVIII веков, которые диктуют особые условия экспозиции. С подключением дополнительного пространства можно будет сделать интересную, не очень плотную развеску, чтобы эти монументальные шедевры прозвучали, как они того заслуживают.

Чем интересно собрание Каподимонте? 

Каподимонте — один из крупнейших музеев Италии, сравнимый своей коллекцией с собраниями Галереи Уффици, венецианской Галереи Академии, Пинакотеки Брера в Милане. Основа неаполитанской коллекции — это собрание Фарнезе, которое они получили по наследству. Там есть, конечно, абсолютные шедевры эпохи Возрождения, среди которых номером один я бы назвала, конечно, «Преображение» Джованни Беллини, а также целая группа знаменитых работ Тициана. И конечно, там потрясающее собрание искусства барокко, начиная с «Бичевания Христа» Караваджо, которая тоже была у нас на выставке в 2011–2012 годах. Неаполь наряду с Римом в XVII веке был главным по значимости центром художественной жизни Италии, и между ними были тесные контакты. Неаполитанцы приезжали в Рим, а те, кто работал в Риме, как, например, Артемизия Джентилески, часто ездили в Неаполь. Причем в Риме мода на караваджизм довольно быстро сошла на нет, тогда как в Неаполе она держалась довольно долго. Там художники остались верны этой эстетике: темные фоны, типажи, драматизм и так далее. В Каподимонте потрясающая коллекция работ Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Маттиа Прети, Массимо Станционе и его ученика Франческо Гварино, Джованни Лафранко, Баттистелло Караччоло, Хусепе де Риберы, поэтому я предложила достойно показать это время, которое у нас недостаточно хорошо известно. 

Джованни Беллини. «Преображение». Фото: Museo di Capodimonte, Naple
Джованни Беллини. «Преображение».
Фото: Museo di Capodimonte, Naple

А как вариант темы выставки рассматриваются «Шедевры Каподимонте»? 

Да, мы бы хотели показать Ренессанс, работы художников Северного Возрождения и далее. То есть возможность показать музейную коллекцию. Оба варианта пока в процессе обсуждения. Должен приехать директор Каподимонте, господин Сильвен Белланже, тогда окончательно и определимся. Что труднее во втором варианте — это построить экспозицию, в которой не было бы пестроты. Довольно сложно соединять в одном экспозиционном пространстве картины разных школ и эпох. Возможен и компромиссный вариант: показать коллекцию, а основной акцент сделать на барокко. Открыть эту выставку мы планируем в середине лета. Единственное, что очевидно, — она будет довольно дорогой, поэтому без поддержки генерального спонсора наших выставок — банка ВТБ — нам и на этот раз не обойтись. 

Невольно возникает еще один вопрос: в чем причина столь широкого жеста от Каподимонте — 60 картин? Пушкинский обещал что-то взамен, как это сейчас принято между музеями? 

Нет, никакого обмена не будет. Дело в том, что Каподимонте закрывается на капитальную реконструкцию. Но в будущем мне хотелось бы сделать выставку в Каподимонте. Дело в том, что у нас в России много неаполитанской живописи, не только в главных музеях, но и во многих региональных. И нам есть что предложить. Ну, например, у нас много очень хороших работ Луки Джордано, в нашем музее штук шесть, а в Эрмитаже гораздо больше. И со всем этим надо было бы разобраться, сделать, например, выставку «Лука Джордано в России». И это было бы интересно, потому что выставки Луки Джордано прошли в разных странах 15 лет назад, когда был его юбилей, а в нашей стране такой выставки пока не было, и многие его картины специалистам неизвестны. 

Джордано Лука. «Любовь и пороки обезоруживают правосудие». Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Джордано Лука. «Любовь и пороки обезоруживают правосудие».
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Выставка из Каподимонте в любом варианте станет большим событием. А что за вторая выставка? 

Это выставка Джузеппе Арчимбольдо. Последние 10 лет ее показывали довольно много в разных странах, в том числе в палаццо Реале в Милане, в Токио в позапрошлом году, и оттуда она переехала в Рим, в палаццо Барберини. И на всех этих выставках экспонировались не только его знаменитые головы, но и раскрывалась специфика искусства и культуры того времени, больше интернациональной, европейской и в меньшей степени — итальянской. Арчимбольдо родился в Милане, помогал там отцу, тоже художнику, а затем в 1562 году переехал в Вену, где работал сначала при дворе Максимилиана II, а затем переехал в Прагу и работал при дворе Рудольфа II, в атмосфере интереса к науке, ко всяким экспериментам и алхимии — атмосфере, характерной для XVI века с его особым типом коллекционирования — кунсткамерами, где помимо искусства собиралось все диковинное, необычное. Кстати, художник помимо того, что писал картины, курировал и кунсткамеру Рудольфа II. Кунсткамера Петра I в Петербурге была последним музеем такого типа, основанным уже в начале XVIII века. В российских собраниях Арчимбольдо нет, его работ вообще очень мало, а те, что известны сегодня, довольно трудно получить. В Италии есть только одна его картина — в Модене, его работ много в Америке, но оттуда по понятным причинам мы ничего не получим. 

И как вы собираетесь делать эту выставку? 

У нас уже готов список произведений, среди которых, я надеюсь, будут и работы из наших собраний. Арчимбольдо есть в Вене, Париже, Стокгольме, еще где-то. В венском Музее истории искусств его знаменитый цикл «Времена года». Нам уже обещали три, хотелось бы получить все четыре. Выставка планируется на конец 2020-го — начало 2021-го. Я вижу ее большой и многосложной, потому что надо показать специфику собирательства времени Арчимбольдо, разные предметы из кунсткамер. В Вене сохранились, например, предметы из кунсткамеры Рудольфа II. Хотелось бы уйти от банального представления об Арчимбольдо как о художнике курьезов. Он же еще делал в Милане витражи, в Праге оформлял праздники, сохранились гравюры, рисунки. Арчимбольдо был наследником ренессансной традиции и умел делать все. Потом были и другие, менее известные художники в той же Италии, которые подражали Арчимбольдо. Было бы интересно и их работы включить в выставку. 

Джузеппе Арчимбольдо. «Лето». Фото: Kunsthistorisches Museum
Джузеппе Арчимбольдо. «Лето».
Фото: Kunsthistorisches Museum

То есть выставка может быть не только об Арчимбольдо, но и о его времени. А тема, связанная с Петром I и с его Кунсткамерой, там прозвучит? 

Да, очень хочется дать этой выставке и русский оттенок, завершив ее Петербургом как последним идеальным городом в Европе и его Кунсткамерой как последним музеем курьезов. Мы опоздали здесь на 150 лет примерно, но в общеевропейском контексте, частью которого Россия является, это интересно и важно. 

Хотелось бы узнать про судьбу картины «Венера и Адонис» Тициана, которую музей хотел приобрести. Есть ли какие-то подвижки?

Картина, скорее всего, сейчас находится в Швейцарии, и мы по-прежнему готовы ее приобрести, у нас есть спонсоры, которые готовы заплатить ее рыночную стоимость. Переговоры идут, мы связались с аукционами, где картина может появиться, Sotheby’s, Christie’s, Dorotheum, послали им письма, что «мы информируем вас, что ведем переговоры, что мы заинтересованы в приобретении, у нас есть возможность приобрести, если появится эта картина, предупредите нас». Представьте себе, все ответили положительно, что готовы нам помочь. В свою очередь эксперты нам подтвердили, сколько она может стоить — в пределах $5–6 млн. Не так много для Тициана в прекрасной сохранности, но у нее нет провенанса, истории, есть вопросы, связанные с датировкой. Она происходит из Франции, продавалась на французском аукционе и затем была привезена в Петербург, где ее купил нынешний владелец. Больше про нее ничего не известно.

Почему так важно, чтобы картина оказалась в коллекции Пушкинского? 

Понимаете, приобретение такой вещи сразу повышает уровень всей нашей коллекции старой живописи, которая в свое время очень пострадала от продаж за рубеж и — часто бездумных — передач в другие музеи. Представим себе, что у нас оказывается этот Тициан, картина начинает жить новой жизнью, можно продолжить ее изучение, ее видят зрители, который обеспокоены ее судьбой. А спустя какое-то время его запрашивают на зарубежные выставки, и мы за этого Тициана получаем прекрасных Веласкеса, Рубенса, Эль Греко. У нас в музее нет такого уровня вещей Ренессанса. Вот аргументы за, почему мы хотим ее приобрести, а не потому что атрибуция картины принадлежит мне. Ее приобретение сразу повышает уровень российских музейных фондов в целом. Ну и, конечно, музей имеет на это полное право, ведь именно мы дали этому шедевру жизнь.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+