18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пушкинский чествует первую художницу-феминистку

№70, февраль 2019
№70
Материал из газеты

В центре выставки — одно из самых знаменитых полотен Артемизии Джентилески (1593–1653) «Юдифь и Олоферн» из Музея Каподимонте в Неаполе

Выставка под кураторством хранителя итальянской живописи ГМИИ Виктории Марковой исследует феномен первой женщины, принятой в старейшую европейскую Академию художеств во Флоренции. Шокировавшая современников своим натурализмом картина впоследствии стала визитной карточкой Артемизии, а также отражением ее трагической личной истории. 

Она была дочерью караваджиста Орацио Джентилески, который, заметив талант дочери и став ее первым наставником в живописи, затем отправил ее изучать перспективу к пейзажисту Агостино Тасси. Тот соблазнил девушку, пообещав жениться на ней. Однако когда выяснилось, что Тасси уже женат, отец девушки затеял судебный процесс против него, тяжелый и унизительный для Артемизии. Именно тогда она создала свою «Юдифь», и считается, что Олоферна она писала с Тасси, а Юдифь с себя. Используя приемы караваджизма — смелый ракурс и контрастную светотень, Артемизия превзошла даже самого мэтра в натурализме трактовки сюжета: ее Юдифь сосредоточенно и деловито рубит голову Олоферна мечом, одновременно придерживая ее рукой. Художница после не раз возвращалась к этому сюжету, создав столь же яркие образы и других героинь Ветхого Завета: Вирсавии, Сусанны и Эсфири.

Биография Артемизии не раз возникала в литературе, а ее творчество стало частой темой феминистских исследований.
Выставка в ГМИИ тем не менее показывает картину художницы в окружении полотен ее современников-мужчин, тем самым акцентируя внимание на художественных достоинствах ее произведений и ее месте в итальянском искусстве первой трети XVII века. 

Знаменитый итальянский искусствовед ХХ века Роберто Лонги справедливо подчеркивал важную роль Артемизии в распространении караваджизма в Италии. По этой же логике в выставку включены и работы двух других художников-караваджистов: «Святая Агата» Франческо Гварино и «Ангел с туникой и игральными костями» француза Симона Вуэ. Они, как и «Юдифь», приезжают в Москву из Неаполя. Однако было в итальянской живописи того времени и другое направление, академическое, представленное художниками болонской школы: Гверчино, Симоне Кантарини, Гвидо Рени. Именно их работы из постоянной экспозиции ГМИИ дополнят выставку для создания общей картины времени.  

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и ее современники
1 февраля – 21 апреля

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+