18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Питер Брейгель Старший: новые исследования— новые открытия

№69
Материал из газеты

450-летие со дня смерти Питера Брейгеля Старшего стало поводом для реставрации работ мастера и новых исследований, которые принесли целую серию научных открытий, касающихся как живописи, так и графики

Уточнена дата создания «Безумной Греты» Питера Брейгеля Старшего

В подписи Питера Брейгеля Старшего на этой картине последняя цифра вызывала сомнения. В результате исследования в инфракрасных лучах и рентгенофлуо­ресцентного анализа, а затем удаления поздних наслоений под микроскопом удалось открыть авторскую надпись «1563» с точкой на конце, которая характерна для подписи живописца. Картина была написана в год, крайне важный в его жизни и карьере: именно тогда Брейгель женился на дочери известного в то время художника Питера Кука ван Альста и переехал из Антверпена в Брюссель. Реставрации «Безумной Греты» помог цветной рисунок с тем же сюжетом. Он оказался поздней копией (не позднее 1627 года), однако очень точной. Многие цвета и детали сохранились на нем лучше, чем на оригинале.

«Падение Икара» написано не Питером Брейгелем Старшим

Картина «Падение Икара» известна в двух версиях. Купленная в 1912 году Королевскими музеями изящных искусств Бельгии версия вызывала вопросы об авторстве Питера Брейгеля Старшего с самого начала. Обнаруженная в 1935 году вторая версия (ныне в брюссельском Музее ван Бюрен) только осложнила дело. Изучение материала основы — радиоуглеродный анализ холста, на котором написана версия из Королевских музеев, и дендрохронология деревянной доски из Музея ван Бюрен — показало, что обе версии выполнены после смерти художника. Это значит, что сохранились только две копии, а оригинал Питера Брейгеля Старшего утрачен.

«Каждый» как Брейгель

Работа Питера Брейгеля Старшего с печатником Иеронимом Коком во многом еще остается неизученной, и исследователи мечтают обнаружить архив, который пролил бы свет на их сотрудничество. А пока гипотезы строятся вокруг печатных шрифтов и надписей, добавленных к изображениям в разное время. Год назад в гравюрном кабинете Королевской библиотеки Бельгии обнаружили неизвестный ранее отпечаток “Elck” («каждый» или «всякий», персонажи гравюры, как любой человек, пытаются постичь мир). Прежде эта гравюра была известна в двух состояниях, различающихся надписями внизу. Третий, недавно обнаруженный вариант, как говорит анализ типографского шрифта, мог быть сделан в знаменитой антверпенской мастерской Кристофа Плантена.

Брейгель рисовал деревья алла прима

«Пейзаж с рыбаком на реке под большим деревом» Питера Брейгеля Старшего относится к так называемой группе Лугта (по имени голландского коллекционера прошлого века), к которой причисляют вертикальные рисунки с доминирующими на них узловатыми деревьями. Они были созданы вдохновленным венецианской живописью Брейгелем в начале его карьеры. Исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах показало равномерное распределение тонкого слоя железо-галловых чернил без исправлений и использования других материалов, что возможно только при очень быстром исполнении. Очевидно, Брейгель воплощал идею сразу, без какого-либо подготовительного эскиза.

Многофигурные рисунки требовали подготовительных эскизов

На рисунке к гравюре «Правосудие» из цикла «Семь добродетелей» удалось выявить небольшие различия в химическом составе чернил. Многофигурная сцена потребовала много времени на исполнение, поэтому Брейгель, вероятно, не раз пополнял чернильницу, что и вызвало колебания состава чернил. Удивительно, что под слоем чернил не был обнаружен рисунок — трудно поверить, что столь сложная композиция писалась сразу набело.

«Битва Поста и Масленицы» выполнена Питером Брейгелем Младшим по картону отца

«Битву Поста и Масленицы» Питера Брейгеля Старшего его сын и преемник Питер Брейгель Младший и его мастерская копировали не меньше пяти раз. Одна из копий хранится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии. Инфракрасная рефлектограмма показала, что при создании этой картины Брейгель Младший использовал полноразмерный эскиз с проколами по контурам фигур для переноса рисунка на доску. Самым удивительным оказалось то, что этот картон сделал сам Брейгель-отец при создании оригинальной версии.

Ян Брейгель Старший делился с братом картонами отцовских картин

Многофигурную и крупноформатную «Проповедь святого Иоанна Крестителя» отца копировали и старший сын, Питер Брейгель Младший, и младший, Ян Брейгель Старший. Сравнение вариантов братьев с использованием калькирования и инфракрасной рефлектографии доказало, что Ян Брейгель поделился с братом картоном с наколотыми контурами фигур (их припорашивали угольным порошком и получали подобие рисунка из крохотных точек). Исследования также доказали, что сыновья должны были иметь доступ к оригинальной картине своего отца — а так бывало далеко не всегда (например, копируя «Триумф смерти», братья полагались только на унаследованные эскизы и предварительные рисунки).

Гравюры работ Брейгеля известны в разных «состояниях»

Своей популярностью Питер Брейгель Старший был обязан гравюрам с его картин и рисунков, которые продолжали печатать и после смерти художника. При Брейгеле их печатал Иеро­ним Кок из Антверпена, крупнейший издатель в Северной Европе. Кок скончался через год после Брейгеля, и печать с тех же медных пластин продолжила его вдова. Гравюры активно печатались с них вплоть до XVIII века, иногда в изображение вносились изменения. Датировать их помогает качество отпечатка (напрямую зависящее от изношенности печатной доски), а также водяные и прочие знаки на бумаге. Так, «Искушение святого Антония» из Королевской библиотеки Бельгии оказалось «вторым состоянием», то есть отпечатком, содержащим изменения, выпущенным после 1600 года.

Раскрыт метод перевода рисунка в печатную форму

Из 63 графических листов в наследии Питера Брейгеля Старшего большую часть составляют подготовительные рисунки к гравюрам. Исследование «Похоти» из цикла «Семь смертных грехов» помогло составить представление о процессе перевода рисунка в печатную форму. Технология была следующей. Медная пластина покрывалась слоем белого воска, на него клали лист, натертый порошком красного или черного мела, а сверху — авторский рисунок. Гравер обводил контуры тупым предметом вроде стилуса, и в местах нажима мел отпечатывался на воске пластины. Следы нажима не видны глазу, но специальный прибор Microdome позволил получить их объемное изображение (в результате совмещения 228 кадров, сделанных под разным углом) и понять, как работали Брейгель и его гравер Питер ван дер Хейден. 

«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» — самая копируемая картина Брейгеля

Одной из наиболее популярных картин Питера Брейгеля Старшего стал «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Его старший сын, Питер Брейгель Младший, скопировал ее не менее 50 раз. Оригинал отличается от копий не только стилистически (кисть Брейгеля Старшего виртуознее). Дендрохронология показала, что картина написана на доске, сделанной из того же дубового ствола, что и доски для «Успения Богородицы» и «Пейзажа с бегством в Египет». Интересно, что на оригинале ловушка написана без предварительного рисунка, сразу красками по уже готовому снегу, в то время как копии тщательно повторяют изображение на уровне рисунка и фона.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+