Питер Брейгель Старший: новые исследования— новые открытия

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

450-летие со дня смерти Питера Брейгеля Старшего стало поводом для реставрации работ мастера и новых исследований, которые принесли целую серию научных открытий, касающихся как живописи, так и графики

Питер Брейгель Старший. «Безумная Грета». 1563. Фото: Mayer van den Bergh museum, Antwerp © KIK-IRPA, Brussel
Питер Брейгель Старший. «Безумная Грета». 1563.
Фото: Mayer van den Bergh museum, Antwerp © KIK-IRPA, Brussel

Уточнена дата создания «Безумной Греты» Питера Брейгеля Старшего

Йорис ван Грикен, глава графического кабинета Королевской библиотеки Бельгии. Изучает графическое наследие Питера Брейгеля Старшего. В его совместном проекте с Ливе Ваттеув, Мартеном Бассенсом и Бруно Вандермёленом под названием Fingerprint («Отпечаток пальца») задействованы самые современные технические методы. Результаты их работы будут представлены на выставке «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» осенью 2019 года
Йорис ван Грикен, глава графического кабинета Королевской библиотеки Бельгии. Изучает графическое наследие Питера Брейгеля Старшего. В его совместном проекте с Ливе Ваттеув, Мартеном Бассенсом и Бруно Вандермёленом под названием Fingerprint («Отпечаток пальца») задействованы самые современные технические методы. Результаты их работы будут представлены на выставке «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» осенью 2019 года

В подписи Питера Брейгеля Старшего на этой картине последняя цифра вызывала сомнения. В результате исследования в инфракрасных лучах и рентгенофлуо­ресцентного анализа, а затем удаления поздних наслоений под микроскопом удалось открыть авторскую надпись «1563» с точкой на конце, которая характерна для подписи живописца. Картина была написана в год, крайне важный в его жизни и карьере: именно тогда Брейгель женился на дочери известного в то время художника Питера Кука ван Альста и переехал из Антверпена в Брюссель. Реставрации «Безумной Греты» помог цветной рисунок с тем же сюжетом. Он оказался поздней копией (не позднее 1627 года), однако очень точной. Многие цвета и детали сохранились на нем лучше, чем на оригинале.

Неизвестный автор. Копия с картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара». Фото: Van Buuren Museum, Brussels © KIK-IRPA, Brussel
Неизвестный автор. Копия с картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара».
Фото: Van Buuren Museum, Brussels © KIK-IRPA, Brussel

«Падение Икара» написано не Питером Брейгелем Старшим

Картина «Падение Икара» известна в двух версиях. Купленная в 1912 году Королевскими музеями изящных искусств Бельгии версия вызывала вопросы об авторстве Питера Брейгеля Старшего с самого начала. Обнаруженная в 1935 году вторая версия (ныне в брюссельском Музее ван Бюрен) только осложнила дело. Изучение материала основы — радиоуглеродный анализ холста, на котором написана версия из Королевских музеев, и дендрохронология деревянной доски из Музея ван Бюрен — показало, что обе версии выполнены после смерти художника. Это значит, что сохранились только две копии, а оригинал Питера Брейгеля Старшего утрачен.

Питер Брейгель Старший. «Каждый». Фото: Royal Library of Belgium, Print Room
Питер Брейгель Старший. «Каждый».
Фото: Royal Library of Belgium, Print Room

«Каждый» как Брейгель

Работа Питера Брейгеля Старшего с печатником Иеронимом Коком во многом еще остается неизученной, и исследователи мечтают обнаружить архив, который пролил бы свет на их сотрудничество. А пока гипотезы строятся вокруг печатных шрифтов и надписей, добавленных к изображениям в разное время. Год назад в гравюрном кабинете Королевской библиотеки Бельгии обнаружили неизвестный ранее отпечаток “Elck” («каждый» или «всякий», персонажи гравюры, как любой человек, пытаются постичь мир). Прежде эта гравюра была известна в двух состояниях, различающихся надписями внизу. Третий, недавно обнаруженный вариант, как говорит анализ типографского шрифта, мог быть сделан в знаменитой антверпенской мастерской Кристофа Плантена.

Питер Брейгель Старший. «Пейзаж с рыбаком на реке под большим деревом».  Фото: Royal Library of Belgium, Print Room
Питер Брейгель Старший. «Пейзаж с рыбаком на реке под большим деревом».
Фото: Royal Library of Belgium, Print Room

Брейгель рисовал деревья алла прима

«Пейзаж с рыбаком на реке под большим деревом» Питера Брейгеля Старшего относится к так называемой группе Лугта (по имени голландского коллекционера прошлого века), к которой причисляют вертикальные рисунки с доминирующими на них узловатыми деревьями. Они были созданы вдохновленным венецианской живописью Брейгелем в начале его карьеры. Исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах показало равномерное распределение тонкого слоя железо-галловых чернил без исправлений и использования других материалов, что возможно только при очень быстром исполнении. Очевидно, Брейгель воплощал идею сразу, без какого-либо подготовительного эскиза.

Питер Брейгель Старший. «Правосудие». Фото: Royal Library of Belgium, Print Room
Питер Брейгель Старший. «Правосудие».
Фото: Royal Library of Belgium, Print Room

Многофигурные рисунки требовали подготовительных эскизов

Кристина Карри, доктор наук, глава отдела научной фотографии Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA) в Брюсселе, много лет изучает творчество династии Брейгелей. Является автором, совместно с профессором Льежского университета Доминик Аллар, фундаментального исследования «Феномен Брейгелей: живопись Питера Брейгеля Старшего и Питера Брейгеля Младшего с фокусом на технологическую и копийную практику»
Кристина Карри, доктор наук, глава отдела научной
Фото: Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA) в Брюсселе, много лет изучает творчество династии Брейгелей. Является автором, совместно с профессором Льежского университета Доминик Аллар, фундаментального исследования «Феномен Брейгелей: живопись Питера Брейгеля Старшего и Питера Брейгеля Младшего с фокусом на технологическую и копийную практику»

На рисунке к гравюре «Правосудие» из цикла «Семь добродетелей» удалось выявить небольшие различия в химическом составе чернил. Многофигурная сцена потребовала много времени на исполнение, поэтому Брейгель, вероятно, не раз пополнял чернильницу, что и вызвало колебания состава чернил. Удивительно, что под слоем чернил не был обнаружен рисунок — трудно поверить, что столь сложная композиция писалась сразу набело.

Питер Брейгель Младший. «Битва Поста и Масленицы». Фото: Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels © KIK-IRPA, Brussel
Питер Брейгель Младший. «Битва Поста и Масленицы».
Фото: Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels © KIK-IRPA, Brussel

«Битва Поста и Масленицы» выполнена Питером Брейгелем Младшим по картону отца

«Битву Поста и Масленицы» Питера Брейгеля Старшего его сын и преемник Питер Брейгель Младший и его мастерская копировали не меньше пяти раз. Одна из копий хранится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии. Инфракрасная рефлектограмма показала, что при создании этой картины Брейгель Младший использовал полноразмерный эскиз с проколами по контурам фигур для переноса рисунка на доску. Самым удивительным оказалось то, что этот картон сделал сам Брейгель-отец при создании оригинальной версии.

Питер Брейгель Старший. «Нагорная проповедь». Фото: Kunstmuseum, Basel © KIK-IRPA, Brussels
Питер Брейгель Старший. «Нагорная проповедь».
Фото: Kunstmuseum, Basel © KIK-IRPA, Brussels

Ян Брейгель Старший делился с братом картонами отцовских картин

Многофигурную и крупноформатную «Проповедь святого Иоанна Крестителя» отца копировали и старший сын, Питер Брейгель Младший, и младший, Ян Брейгель Старший. Сравнение вариантов братьев с использованием калькирования и инфракрасной рефлектографии доказало, что Ян Брейгель поделился с братом картоном с наколотыми контурами фигур (их припорашивали угольным порошком и получали подобие рисунка из крохотных точек). Исследования также доказали, что сыновья должны были иметь доступ к оригинальной картине своего отца — а так бывало далеко не всегда (например, копируя «Триумф смерти», братья полагались только на унаследованные эскизы и предварительные рисунки).

Питер Брейгель Старший. «Искушение святого Антония». Фото: Royal Library of Belgium, Print Room
Питер Брейгель Старший. «Искушение святого Антония».
Фото: Royal Library of Belgium, Print Room

Гравюры работ Брейгеля известны в разных «состояниях»

Своей популярностью Питер Брейгель Старший был обязан гравюрам с его картин и рисунков, которые продолжали печатать и после смерти художника. При Брейгеле их печатал Иеро­ним Кок из Антверпена, крупнейший издатель в Северной Европе. Кок скончался через год после Брейгеля, и печать с тех же медных пластин продолжила его вдова. Гравюры активно печатались с них вплоть до XVIII века, иногда в изображение вносились изменения. Датировать их помогает качество отпечатка (напрямую зависящее от изношенности печатной доски), а также водяные и прочие знаки на бумаге. Так, «Искушение святого Антония» из Королевской библиотеки Бельгии оказалось «вторым состоянием», то есть отпечатком, содержащим изменения, выпущенным после 1600 года.

Раскрыт метод перевода рисунка в печатную форму

Из 63 графических листов в наследии Питера Брейгеля Старшего большую часть составляют подготовительные рисунки к гравюрам. Исследование «Похоти» из цикла «Семь смертных грехов» помогло составить представление о процессе перевода рисунка в печатную форму. Технология была следующей. Медная пластина покрывалась слоем белого воска, на него клали лист, натертый порошком красного или черного мела, а сверху — авторский рисунок. Гравер обводил контуры тупым предметом вроде стилуса, и в местах нажима мел отпечатывался на воске пластины. Следы нажима не видны глазу, но специальный прибор Microdome позволил получить их объемное изображение (в результате совмещения 228 кадров, сделанных под разным углом) и понять, как работали Брейгель и его гравер Питер ван дер Хейден. 

«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» — самая копируемая картина Брейгеля

Одной из наиболее популярных картин Питера Брейгеля Старшего стал «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Его старший сын, Питер Брейгель Младший, скопировал ее не менее 50 раз. Оригинал отличается от копий не только стилистически (кисть Брейгеля Старшего виртуознее). Дендрохронология показала, что картина написана на доске, сделанной из того же дубового ствола, что и доски для «Успения Богородицы» и «Пейзажа с бегством в Египет». Интересно, что на оригинале ловушка написана без предварительного рисунка, сразу красками по уже готовому снегу, в то время как копии тщательно повторяют изображение на уровне рисунка и фона.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+