2019 год в Бельгии посвящен Питеру Брейгелю Старшему

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Серия выставок и мероприятий приурочена к 450-летию со дня смерти художника и проходит в рамках проекта «Фламандские мастера». Бельгийцы покажут Брейгеля современного, технологичного и черно-белого

Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя. Фото: Royal Museum of Fine Arts Brussel
Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя.
Фото: Royal Museum of Fine Arts Brussel

В 2018 году в Бельгии, точнее, в северной части страны стартовал грандиозный проект «Фламандские мастера», призванный напомнить об эпохе необычайного расцвета искусства во Фландрии в XV–XVII веках, когда этот регион был одним из главных культурных центров Европы. Трехлетняя программа (2018–2020 годы) посвящена трем художникам, с которыми в первую очередь связан сам термин «фламандская манера»: это Ян ван Эйк, Питер Пауль Рубенс и Питер Брейгель. Каждый год Фландрия, а с ней и другие европейские страны чествуют одного из мастеров серией выставок и иных мероприятий; в центре внимания оказывается один из городов, с которым связан главный герой. Так, 2018-й был объявлен годом Рубенса и эпохи барокко, а основным местом действия стал Антверпен. В 2019 году в Брюсселе и по всей Фландрии пройдет множество мероприятий, посвященных 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. Проект «Фламандские мастера» завершится в 2020 году, когда после многолетней реставрации во всем великолепии можно будет наконец увидеть Гентский алтарь, главное творение Яна ван Эйка, который и станет героем года.

В преддверии года Брейгеля уже состоялась большая монографическая выставка работ художника в Вене, в Музее истории искусств. В числе ее кураторов был Манфред Зеллинк, директор и главный хранитель Музея изящ­­­ных искусств в Антверпене.

Выставка «Мир Брейгеля» в музее Бокрейк. Фото: Luc Daelema
Выставка «Мир Брейгеля» в музее Бокрейк.
Фото: Luc Daelema

Автор самобытных и наполненных скрытыми смыслами картин на сюжеты из Библии, античных мифов и нидерландских пословиц, Питер Брейгель Старший — один из самых загадочных художников в истории искусства. О его жизни известно очень немного, а из созданного мастером до нас дошло всего 45 картин. Даже дата рождения художника точно не установлена, считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, зато достоверно известно, что в 1551 году Брейгель стал членом антверпенской гильдии святого Луки — профессионального объединения художников, и с этого момента можно отсчитывать его творческую биографию. Два следующих года Брейгель проводит в Италии, а в 1554-м возвращается во Фландрию. В 1563 году он переезжает в Брюссель, который был тогда центром притяжения как художников, так и новой буржуазии, то есть потенциальных заказчиков живописи. Здесь он жил вплоть до самой своей смерти 9 сентября 1569 года. Питер Брейгель Старший стал родоначальником большой художественной династии, включавшей его сыновей Питера Брейгеля Младшего, копии работ отца которого можно встретить во многих музеях мира, и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), автора замечательных пейзажей и цветочных натюрмортов, а также современника Рубенса и Антониса ван Дейка — Давида Тенирса Младшего.

Интерьер башни музея Халлепорт. Фото: Hallepoort museum
Интерьер башни музея Халлепорт.
Фото: Hallepoort museum

На 2019 год запланирована серия выставок по всей Фландрии, но центром года Брейгеля станет Брюссель — город, где жил художник и где находится наибольшее количество его произведений. Второе в мире по величине собрание его картин, после коллекции Музея истории искусств в Вене, хранится в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя, а Королевской библиотеке Бельгии принадлежит богатейшая коллекция рисунков и гравюр Брейгеля. 

Проект «Невиданные шедевры» в Королевских музеях изящных искусств, кроме произведений художника из постоянной экспозиции, в частности знаменитой картины «Падение Икара» (ныне, впрочем, доказано, что это копия; представляет виртуальную экспозицию, созданную совместно с Институтом культуры Google. Она позволяет рассмотреть 12 работ Брейгеля из 8 музеев мира в мельчайших деталях. Еще один проект — проекционный зал Брейгеля, где посетители буквально попадают внутрь трех его картин. Здесь можно «постоять» рядом с жителями деревни с картины «Пословицы» (1559), «встретиться» с чтецом псалмов с «Проповеди святого Иоанна Крестителя» (1566) или «вживую» увидеть «Низвержение падших ангелов» (1562).

Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя. Фото: Royal Museum of Fine Arts Brussel
Проекционный зал Брейгеля в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя.
Фото: Royal Museum of Fine Arts Brussel

Возможно, самым значимым событием года Брейгеля в Брюсселе станет выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке, где хранится полная коллекция гравюр художника. Экспозиция позволит лучше понять жизнь и творчество Брейгеля, а также его творческий метод. Уникальный, почти исторический шанс увидеть всю графику мастера в одном месте.

Работы великого живописца будут выставляться не только в Брюсселе, но и в Антверпене, где подготовлена своя программа года Брейгеля. Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг приурочена к окончанию реставрации картины, в ходе которой были сделаны важные открытия. Во время многопрофильного исследования эксперты выяснили, что Брейгель не писал на ней название Dulle («безумная»), надпись была нацарапана позже. Была скорректирована и дата создания: цифры 1563 обнаружились после удаления нескольких слоев позднейших записей. Ранее считалось, что картина написана в 1561 году. Когда были сняты эти слои поздних записей и пожелтевшего лака, она предстала в своем первоначальном виде. После реставрации стали видны скрытые многие годы детали, например прекрасный пейзаж на заднем плане.

Музей Халлепорт. Фото: Hallepoort museum
Музей Халлепорт.
Фото: Hallepoort museum

Ряд экспозиций будет посвящен творчеству современников Питера Брейгеля, в частности художников-граверов той эпохи (Центр изобразительных искусств BOZAR, Брюссель, февраль — май 2019 года), и рисункам его сына Яна Брейгеля Старшего (музей «Дом Снейдерса и Рококса», Антверпен, октябрь 2019 года — январь 2020 года). Долгожданной мировой премьерой станет выставка «Бернард ван Орлей. Дорога к Брейгелю» (BOZAR, весна 2019 года). Творчество ван Орлея (1488–1541), ключевой фигуры брюссельской художественной жизни XVI столетия, считается важнейшим звеном между искусством «фламандских примитивов» (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и другие) и произведениями Питера Брейгеля Старшего. 

Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг. Фото: Mayer Van Den Bergh Museum
Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг.
Фото: Mayer Van Den Bergh Museum

Важной особенностью программы «Фламандских мастеров» 2019 года стало активное использование возможностей виртуальной реальности, а также внимание к иммерсивным проектам. Путешественники, которые отправятся в Бельгию на мероприятия года Брейгеля, смогут не только по-новому взглянуть на произведения художника (макросъемка, фотографии работ в рентгеновских, инфракрасных лучах и так далее), но и практически перенестись в его эпоху, а также посмотреть на мир его глазами. Так, выставка «Мир Брейгеля» в музее под открытым небом Бокрейк, расположенном к востоку от Брюсселя всего в часе езды на автомобиле, предлагает увидеть, услышать и даже попробовать на вкус эпоху Брейгеля. В Халлепорте, некогда воротах второй городской стены Брюсселя, гостей выставки «Брейгель. Путь в XVI век» с помощью сочетания уникальных объектов из коллекции художественно-исторического музея и технологий виртуальной и дополненной реальности забросят прямиком в картины художника. Другой пример подобного рода — специально разработанные пешеходный и велосипедные маршруты по бельгийской коммуне Дилбек в провинции Фламандский Брабант, которые позволяют увидеть своими глазами пейзажи, когда-то вдохновлявшие художника. Известно, что Питер Брейгель Старший основывал свои работы на видах сельской местности Пайот­тенланд с ее пологими холмами. Брейгель был настоящим мастером пейзажа: он удивляет зрителя уникальными перспективами, гармоничными композициями и видами, насыщенными деталями.

Наконец, не обойдется и без современного искусства. Выставка «Пир дураков» в замке Гасбек знакомит зрителя с опытом осмысления творчества Брейгеля художниками ХХ века и нашими современниками. Дополнительным пунктом развлекательной программы может стать визит в брассери замка на бокал крафтового пива сор­та geuze, только что сваренного по рецепту времен Брейгеля. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+