18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рубенс, Брейгель, братья ван Эйк: героям фламандского искусства посвящается

№59
Материал из газеты

В 2018 году в Бельгии стартует большая программа «Фламандские мастера». Для каждого года трехлетнего проекта избраны свой герой и свое место действия

Фландрия — земли на северо-западе Европы, почти не знавшие политической независимости, принадлежавшие то герцогам Бургундским, то испанским Габсбургам, пережившие собственную революцию и испанскую инквизицию. Несмотря на бурную историю, с XV века на протяжении трех столетий именно Фландрия была главным художественным конкурентом Италии, территорией, где рождались художники, влиявшие на ход истории искусства, и создавались произведения столь же выдающиеся, сколь и самобытные.

Историческая Фландрия, большая часть которой находится на территории Бельгии, окажется в центре внимания в ближайшие три года: в 2018–2020 годах большая программа «Фламандские мастера» (The Flemish Masters) напомнит о славных ее именах и достижениях. Питер Пауль Рубенс и фламандское барокко, 450 лет со дня смерти Питера Брейгеля Старшего и завершение реставрации Гентского алтаря станут отправными точками для десятков музейных выставок. Для каждого года в программе избраны свой главный герой и свое место действия.

XVII век, Антверпен, Рубенс

В первые выходные будущего года стартует фестиваль «Антверпен-2018: год Рубенса и эпохи барокко», который растянется до начала следующего года. 

К концу XV века Антверпен превратился в главный экономический и художественный центр региона, потеснив Брюгге. В 1610 году Питер Пауль Рубенс, вернувшийся из Италии, представленный ко двору эрцгерцога и заключивший брак с Изабеллой Брант, начинает в Антверпене строительство собственного дома с большой мастерской. Эти двое — город и человек — и станут главными героями фестиваля.

Дом Рубенса в 2018 году представит обновленную экспозицию «Возвращение Рубенса», добавив в привычные залы десяток живописных работ. К шедеврам Тинторетто и Антониса ван Дейка присоединятся картины итальянских мастеров, талантливых учеников великого фламандца и прошедший реставрацию «Автопортрет». 

Специально разработанный экскурсионный маршрут по пяти главным соборам Антверпена позволит погрузиться в жизнь крупного города XVII века и увидеть шедевры Рубенса на тех местах, для которых они были созданы. Монументальные алтарные триптихи «Воздвижение Креста» и «Снятие с Креста» в соборе Антверпенской Богоматери, барочная церковь Святого Карла Борромео, где, помимо алтаря, Рубенс расписал своды и выполнил проект декора фасада и интерьеров, церкви святых Павла и Андрея, где вместе с ним работали Якоб Йорданс, ван Дейк и другие. Наконец, финал — церковь Святого Якоба, где Рубенс венчался со второй женой Еленой Фурман в 1630 году и был погребен десять лет спустя.

Насытившись Рубенсом, стоит уделить внимание его талантливым современникам и предшественникам — им посвящен проект Flemish Masters in situ, представляющий произведения XV–XVII веков на «родных» местах: не только в церквях и монастырях, но и в замках, ратуше и прочих городских пространствах, некоторые из них впервые откроют двери для широкой публики.

Продолжить знакомство со старыми мастерами можно в Музее Майер ван ден Берг. В его основу легла частная коллекция Фрица Майера ван ден Берга, собранная во второй половине XIX века и подаренная городу его матерью Генриеттой. Среди шедевров собрания — портреты Корнелиса де Воса, средневековая скульптура и миниатюра.

За историей книги стоит отправиться в Музей Плантена — Моретуса, расположенный в здании типографии, основанной в середине XVI века Христофором Плантеном и превратившей Антверпен в один из центров европейского книгопечатания. Рубенс был здесь частым гостем: и как библио­фил, и как художник. Вместе с Бальтазаром Моретом, внуком Плантена, он разрабатывал фронтисписы для книг и рисовал иллюстрации к молитвенникам. 

MHKA, Музей современного искусства Антверпена, открывает выставку Sanguine | Bloedrood. Экспозиция, курировать которую пригласили бельгийскую звезду Люка Тейманса, соединит работы барочных и современных живописцев, выстраивая напряженный диалог. Стороны представлены ключевыми именами: Жорж де Латур, Франсиско де Сурбаран и Франсиско Гойя против Такаси Мураками, Чжан Эньли и Дань Во. 

Еще один необычный проект предлагает зрителю подразнить вкусовые рецепторы. Летом в музее «Дом Снейдерса и Рококса» откроется выставка «Cokeryen. Фото. Фильм. Еда. Тони Ле Дюк — Франс Снейдерс». Словом сokeryen в XVI–XVII веках называли кулинарные книги. Современный фуд-фотограф Тони Ле Дюк изучил рецепты из поваренной книги 1612 года, предложил 15 шефам антверпенских ресторанов придумать их интерпретации и заснял результат, подражая художественным приемам барочных живописцев.

Историю и современность объединят и экспозиции музея MAS. В его залах расположится первая ретроспектива современницы Рубенса художницы Михаэлины Вотье (подробнее на с. 86), а вдоль эскалаторов, ведущих на панорамную площадку на крыше музея, разместится бесплатная выставка молодого фотографа Атоса Бюреса. 

Современные вариации на тему барокко покажут еще на двух выставках: в фотографиях ню Пола Койкера (FOMU, Photomuseum Provincie Antwerpen) и Experience traps — объемных инсталляциях, фонтанах, беседках современных художников в парке-музее Мидделхейм и городских пространствах. Также стоит заглянуть в церковь Святого Августина, где появится новая работа Яна Фабра. 

Актуальная информация о выставках доступна на сайте www.flemishmasters.com, там же можно купить билеты и специальную карту фестиваля — Antwerp Baroque Festival Card. Карта на 48 часов стоимостью €25 предоставляет бесплатный вход на выставки и скидки на другие события фестиваля — танцевальные, музыкальные, театральные, которых будет немало.

XVI век, Брюссель, Брейгель

2019 год пройдет под знаком Питера Брейгеля Старшего по случаю 450-летия со дня его смерти. Среди наиболее примечательных событий — выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке Бельгии в Брюсселе. В ее богатейшей коллекции — первые известные рисунки и без малого сотня гравюр.

За живописью мастера стоит отправиться в Королевские музеи изящных искусств, где хранится вторая в мире по величине коллекция Брейгеля, включающая знаменитый «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц», которым восхищались современники и который все еще вдохновляет современных художников и режиссеров, а также «Перепись в Вифлееме» и «Падение Икара».

XV век, Гент, братья ван Эйк

Центром притяжения в 2020 году станут Гент и кафедральный собор Святого Бавона, где с 1432 года находится одна из главных мировых художественных жемчужин — алтарь Яна и Хуберта ван Эйков. Его история похожа на приключенческий роман: на него претендовали Наполеон и Гитлер, он был жертвой 13 преступлений и 7 краж, но всегда возвращался. С октября 2012 года алтарь находится на реставрации в Музее изящных искусств Гента. В процессе исследования и расчистки оказалось, что часть оригинальной живописи закрыта следами реставрации XVII века, что объясняет прежнее недоумение экспертов по поводу некоторых нехарактерных для ван Эйков деталей. Новая реставрация должна завершиться к концу 2019 года. И прежде чем алтарь вернется в собор, в музее с февраля по начало мая 2020 года пройдет выставка «Ян ван Эйк и бургундский двор», показывающая створки вместе с другими вещами художника, а также с произведениями его коллег, работавших при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго. 


Ян Фабр
Художник, скульптор, театральный режиссер, драматург, сценарист, хореограф

Я карлик в стране великанов. Родился во Фландрии, в Антверпене, всего в 100 метрах от дома Рубенса. Я изучал картины Иеронима Босха, Якоба Йорданса, Антониса ван Дейка, Питера Пауля Рубенса и Брейгелей и до сих пор считаю их исключительными мастерами. Есть особая сила в работах того времени — сила, которую редко можно обнаружить в современном искусстве. По этой причине старые мастера все еще вдохновляют меня, и поэтому я продолжаю красть их идеи.


Люк Тейманс
Художник, куратор

Этимология слова «барокко», вероятно, восходит к португальскому barroca — «жемчужина неправильной формы». До конца XIX века термин был негативным и использовался для критики всего странного и избыточного и лишь позднее стал означать один из больших стилей в искусстве. Для эпохи барокко были характерны разногласия и конфликты. Она проходила под знаком Контрреформации католической церкви в ответ на протестантскую Реформацию Мартина Лютера. 

Когда Музей современного искусства Антверпена попросил придумать концепцию выставки о барокко, у меня мгновенно возникла идея сопоставить два шедевра, между которыми можно проложить мост от старых мастеров к современному искусству. Первой работой, пришедшей мне в голову, была большая скульптурная инсталляция Эда Кинхольца «Пять машин», в которой запечатлен момент кастрации афроамериканского юноши группой линчевателей за связь с белой девушкой. Это образ, который является политическим обвинением и наставлением. Мне захотелось сравнить эту работу с «3 мая 1808 года в Мадриде» Франсиско Гойи. Мы также планируем показать подборку миниатюр Гойи на слоновой кости в сопоставлении со «Смертью Марата» Жака Луи ­Давида.

Посреди всех этих исторических шедевров обращение к настоящему очень актуально. Поэтому мы предложили некоторым художникам самим выбрать работы великих предшественников и полемизировать с ними своими произведениями.

С расписанием событий можно ознакомиться здесь.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+