18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Рубенса в Антверпене раскрывает секрет шедевра Тициана из частной коллекции

Несколько веков портрет загадочной молодой женщины и маленькой девочки скрывался под изображением «Святого Тобиаса и ангела», написанным поверх него сразу после смерти художника

Отреставрированный «Портрет молодой женщины c дочерью» Тициана в Доме Рубенса в Антверпене.  Фото: Rubens House
Отреставрированный «Портрет молодой женщины c дочерью» Тициана в Доме Рубенса в Антверпене.
Фото: Rubens House

Владелец картины, профессиональный реставратор живописи старых мастеров, потратил 20 лет на то, чтобы открыть миру оригинальный замысел Тициана. Предположительно, неизвестная женщина на холсте — это любовница Тициана с незаконнорожденной дочерью. В пользу этого говорит тот факт, что их изображение находилось в мастерской художника и было спешно изменено после его кончины.

Хотя все может быть гораздо прозаичнее: на картину с религиозным сюжетом было гораздо проще найти покупателя, чем на портрет некой дамы с ребенком. После смерти Тициана его старший сын Помпонио продал дом отца вместе со всей обстановкой и картиной — так «Святой Тобиас» оказался в семье Барбариго (владельцев стекольного производства). В их роскошном палаццо Барбариго на Гранд-канале в Венеции картина и провела следующие 250 лет.

Кстати, в середине XIX века коллекцию этого дома приобрел Николай I. Так несколько картин Тициана оказались в Эрмитаже, откуда в 1920-х годах уже в Пушкинский музей попал холст «Се, Человек» (Ecce Homo), который сейчас восстанавливается. Что касается «Тобиаса и ангела», то в 1920-х годах он перешел в руки парижского арт-дилера Рене Жимпеля, который незадолго до Второй мировой войны спрятал свою коллекцию в лондонском гараже, где с большим трудом ее отыскали его сыновья.

Процесс трансформации «Святого Тобиаса и ангела» в «Портрет молодой женщины c дочерью». Фото: Rubens House’s collectio
Процесс трансформации «Святого Тобиаса и ангела» в «Портрет молодой женщины c дочерью».
Фото: Rubens House’s collectio

То, что под казавшимся оригинальным изображением находится другое, в 1948 году показал рентген. Реставрация началась в 1980-х; вскоре после ее завершения освобожденная от поздних записей картина была представлена на ретроспективе Тициана в Прадо в 2003 году, а также на выставке «Незаконченное. Мысли, ставшие видимыми», которой в 2016 году открылся Метрополитен-Бройер, новое пространство знаменитого нью-йоркского музея.

Нынешний владелец передал «Портрет дамы с дочерью» Тициана на долгосрочное экспонирование, и появление шедевра в Доме Рубенса вполне закономерно: и сам бывший его владелец, и еще один антверпенский гений Антонис ван Дейк почитали венецианского мастера, вдохновлялись его работами и, как полагают исследователи, вполне могли видеть «Святого Тобиаса и ангела» в палаццо Барбариго.

Мэр Антверпена Барт де Вевер отмечает, что программа сотрудничества с частными коллекционерами, по сути, единственно возможный сейчас способ для многих европейских музеев получить произведения такого уровня: они появляются на арт-рынке чрезвычайно редко и стоят слишком дорого.

Помимо Тициана, сейчас в Доме Рубенса можно увидеть принадлежавшую Дэвиду Боуи алтарную композицию Тинторетто с изображением святой Екатерины, которая продавалась на аукционе Sotheby’s в ноябре прошлого года; новый владелец сразу после покупки за £190 тыс. объявил о намерении передать ее в антверпенский музей.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+