18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

2019 год в Бельгии посвящен Питеру Брейгелю Старшему

№69
Материал из газеты

Серия выставок и мероприятий приурочена к 450-летию со дня смерти художника и проходит в рамках проекта «Фламандские мастера». Бельгийцы покажут Брейгеля современного, технологичного и черно-белого

В 2018 году в Бельгии, точнее, в северной части страны стартовал грандиозный проект «Фламандские мастера», призванный напомнить об эпохе необычайного расцвета искусства во Фландрии в XV–XVII веках, когда этот регион был одним из главных культурных центров Европы. Трехлетняя программа (2018–2020 годы) посвящена трем художникам, с которыми в первую очередь связан сам термин «фламандская манера»: это Ян ван Эйк, Питер Пауль Рубенс и Питер Брейгель. Каждый год Фландрия, а с ней и другие европейские страны чествуют одного из мастеров серией выставок и иных мероприятий; в центре внимания оказывается один из городов, с которым связан главный герой. Так, 2018-й был объявлен годом Рубенса и эпохи барокко, а основным местом действия стал Антверпен. В 2019 году в Брюсселе и по всей Фландрии пройдет множество мероприятий, посвященных 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего. Проект «Фламандские мастера» завершится в 2020 году, когда после многолетней реставрации во всем великолепии можно будет наконец увидеть Гентский алтарь, главное творение Яна ван Эйка, который и станет героем года.

В преддверии года Брейгеля уже состоялась большая монографическая выставка работ художника в Вене, в Музее истории искусств. В числе ее кураторов был Манфред Зеллинк, директор и главный хранитель Музея изящ­­­ных искусств в Антверпене.

Автор самобытных и наполненных скрытыми смыслами картин на сюжеты из Библии, античных мифов и нидерландских пословиц, Питер Брейгель Старший — один из самых загадочных художников в истории искусства. О его жизни известно очень немного, а из созданного мастером до нас дошло всего 45 картин. Даже дата рождения художника точно не установлена, считается, что он родился между 1525 и 1530 годами, зато достоверно известно, что в 1551 году Брейгель стал членом антверпенской гильдии святого Луки — профессионального объединения художников, и с этого момента можно отсчитывать его творческую биографию. Два следующих года Брейгель проводит в Италии, а в 1554-м возвращается во Фландрию. В 1563 году он переезжает в Брюссель, который был тогда центром притяжения как художников, так и новой буржуазии, то есть потенциальных заказчиков живописи. Здесь он жил вплоть до самой своей смерти 9 сентября 1569 года. Питер Брейгель Старший стал родоначальником большой художественной династии, включавшей его сыновей Питера Брейгеля Младшего, копии работ отца которого можно встретить во многих музеях мира, и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), автора замечательных пейзажей и цветочных натюрмортов, а также современника Рубенса и Антониса ван Дейка — Давида Тенирса Младшего.

На 2019 год запланирована серия выставок по всей Фландрии, но центром года Брейгеля станет Брюссель — город, где жил художник и где находится наибольшее количество его произведений. Второе в мире по величине собрание его картин, после коллекции Музея истории искусств в Вене, хранится в Королевских музеях изящных искусств Брюсселя, а Королевской библиотеке Бельгии принадлежит богатейшая коллекция рисунков и гравюр Брейгеля. 

Проект «Невиданные шедевры» в Королевских музеях изящных искусств, кроме произведений художника из постоянной экспозиции, в частности знаменитой картины «Падение Икара» (ныне, впрочем, доказано, что это копия; представляет виртуальную экспозицию, созданную совместно с Институтом культуры Google. Она позволяет рассмотреть 12 работ Брейгеля из 8 музеев мира в мельчайших деталях. Еще один проект — проекционный зал Брейгеля, где посетители буквально попадают внутрь трех его картин. Здесь можно «постоять» рядом с жителями деревни с картины «Пословицы» (1559), «встретиться» с чтецом псалмов с «Проповеди святого Иоанна Крестителя» (1566) или «вживую» увидеть «Низвержение падших ангелов» (1562).

Возможно, самым значимым событием года Брейгеля в Брюсселе станет выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской библиотеке, где хранится полная коллекция гравюр художника. Экспозиция позволит лучше понять жизнь и творчество Брейгеля, а также его творческий метод. Уникальный, почти исторический шанс увидеть всю графику мастера в одном месте.

Работы великого живописца будут выставляться не только в Брюсселе, но и в Антверпене, где подготовлена своя программа года Брейгеля. Выставка «Возвращение „Безумной Греты“ Брейгеля» в Музее Майер ван ден Берг приурочена к окончанию реставрации картины, в ходе которой были сделаны важные открытия. Во время многопрофильного исследования эксперты выяснили, что Брейгель не писал на ней название Dulle («безумная»), надпись была нацарапана позже. Была скорректирована и дата создания: цифры 1563 обнаружились после удаления нескольких слоев позднейших записей. Ранее считалось, что картина написана в 1561 году. Когда были сняты эти слои поздних записей и пожелтевшего лака, она предстала в своем первоначальном виде. После реставрации стали видны скрытые многие годы детали, например прекрасный пейзаж на заднем плане.

Ряд экспозиций будет посвящен творчеству современников Питера Брейгеля, в частности художников-граверов той эпохи (Центр изобразительных искусств BOZAR, Брюссель, февраль — май 2019 года), и рисункам его сына Яна Брейгеля Старшего (музей «Дом Снейдерса и Рококса», Антверпен, октябрь 2019 года — январь 2020 года). Долгожданной мировой премьерой станет выставка «Бернард ван Орлей. Дорога к Брейгелю» (BOZAR, весна 2019 года). Творчество ван Орлея (1488–1541), ключевой фигуры брюссельской художественной жизни XVI столетия, считается важнейшим звеном между искусством «фламандских примитивов» (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и другие) и произведениями Питера Брейгеля Старшего. 

Важной особенностью программы «Фламандских мастеров» 2019 года стало активное использование возможностей виртуальной реальности, а также внимание к иммерсивным проектам. Путешественники, которые отправятся в Бельгию на мероприятия года Брейгеля, смогут не только по-новому взглянуть на произведения художника (макросъемка, фотографии работ в рентгеновских, инфракрасных лучах и так далее), но и практически перенестись в его эпоху, а также посмотреть на мир его глазами. Так, выставка «Мир Брейгеля» в музее под открытым небом Бокрейк, расположенном к востоку от Брюсселя всего в часе езды на автомобиле, предлагает увидеть, услышать и даже попробовать на вкус эпоху Брейгеля. В Халлепорте, некогда воротах второй городской стены Брюсселя, гостей выставки «Брейгель. Путь в XVI век» с помощью сочетания уникальных объектов из коллекции художественно-исторического музея и технологий виртуальной и дополненной реальности забросят прямиком в картины художника. Другой пример подобного рода — специально разработанные пешеходный и велосипедные маршруты по бельгийской коммуне Дилбек в провинции Фламандский Брабант, которые позволяют увидеть своими глазами пейзажи, когда-то вдохновлявшие художника. Известно, что Питер Брейгель Старший основывал свои работы на видах сельской местности Пайот­тенланд с ее пологими холмами. Брейгель был настоящим мастером пейзажа: он удивляет зрителя уникальными перспективами, гармоничными композициями и видами, насыщенными деталями.

Наконец, не обойдется и без современного искусства. Выставка «Пир дураков» в замке Гасбек знакомит зрителя с опытом осмысления творчества Брейгеля художниками ХХ века и нашими современниками. Дополнительным пунктом развлекательной программы может стать визит в брассери замка на бокал крафтового пива сор­та geuze, только что сваренного по рецепту времен Брейгеля. 

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+