Проходящая под патронатом королевы Бельгии, за 64 года своей истории она превратилась в идеальный пример ярмарки искусства — с роскошным вернисажем, безупречным экспертным отбором галерей и экспонатов и насыщенной образовательной программой. Ротация участников минимальна, тем не менее в этом году среди 133 галерей впервые представлена одна российская. Почетным гостем 2019 года стал эксцентричный британский дуэт Гилберта и Джорджа, недавно отметивших полвека творческой карьеры. Крупноформатные фотографии дуэта украшают аллеи ярмарки. Некоммерческой выставкой отмечает свое 100-летие Королевская палата арт-дилеров (ROCAD.be), собрав около 30 шедевров, в разные годы проданных членами профессиональной ассоциации музеям и коллекционерам.
Раздел, представляющий самые древние памятники, которые, кажется, в силу возраста сами выбирают себе владельцев-хранителей, ожидая от них не только художественного вкуса, но и знаний в области истории. На стенде лондонской галереи David Aaron представлен египетский рельеф периода Нового царства, купленный Эбби Олдрич Рокфеллер и долгое время остававшийся в семейном собрании. У Grusenmeyer заслуживает внимания полихромная египетская маска эпохи Птолемеев (305–30 годы до н.э.). Среди античных памятников нельзя пропустить мощную мраморную скульптуру Геракла с рогом Ахелоя IV века до н.э. у Phoenix Ancient Art. Чтобы представить себе, как древние памятники вписываются в современный интерьер, стоит заглянуть на стенд Акселя Вервордта. Фрагмент египетской статуи фараона легко уживается здесь с живописью середины ХХ века и современным дизайном.
Впервые в числе экспонентов BRAFA оказался участник из России. Им стала московская галерея «Эритаж», участница Design Miami/Basel и других ярмарок. В Брюссель она привезет уникальные предметы советского авторского дизайна и живопись русского модернизма. Среди раритетов — фарфоровая лампа, сделанная к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году, а также письменный стол 1930-х годов с прикладами винтовок вместо ножек. Русские иконы на BRAFA традиционно представляет мюнхенская галерея Brenske. Поздние работы Марка Шагала («Цветы на окне» и «Синий петух») будут у галерей Willow и Taménaga, а яркие абстракции Сержа Полякова — у Von Vertes и Bailly.
Еще одна важная часть арт-рынка, где сосредоточены имена музейного уровня и крупные продажи. У Helene Bailly — ранний нормандский пейзаж Поля Гогена 1884 года. Здесь же выразительная «Танцовщица» Кеса ван Донгена — максимум экспрессии при минимуме художественных средств. На стенде галереи Harold t’Kint de Roodenbeke одного из корифеев бельгийского арт-рынка, президента BRAFA Харольда т’Кинта де Роденбеке — гуашь Фернана Леже «Пловцы» с характерными локальными цветовыми пятнами. Главные имена послевоенного поколения стоит искать у Guy Pieters и Samuel Vanhoegaerden: монохромные холсты Лучо Фонтаны, работы Энди Уорхола и других прославленных мастеров. А у Albert Baronian коллекционеров ждут фотографии Гилберта и Джорджа и масштабные инсталляции китайца Ван Ду.
В этот раз экспозиция BRAFA особенно богата на выдающиеся образцы скульптуры разных эпох. Экземпляр ренессансной пластики — «Мадонну с младенцем» из флорентийской мастерской Лоренцо Гиберти первой половины XV века можно найти у Sandro Morelli; испанский вариант барокко — экспрессивную «Скорбящую мадонну» скульптора XVII столетия Томаса де Сьерры — в Galeria Bernat. Новая участница, лондонская галерея Bowman, главный продавец Огюста Родена, помимо его знаменитого «Поцелуя», привезет камерную скульптуру Марино Марини. Английских модернистов — Линна Чедвика и Генри Мура — представит на ярмарке лондонская галерея Osborne Samuel. Макса Эрнста стоит искать во франкфуртской Die Galerie. А у парижской Xavier Eeckhout большой выбор бронзовой анималистики, на которой она специализируется.
Раздел, в последнее десятилетие снова оказавшийся в центре внимания, — искусство народов Африки, Полинезии и доколумбовой Америки. Наивная мощь деревянных идолов и ритуальных масок 100 лет назад вдохновляла французских авангардистов (африканскую скульптуру собирали, например, Анри Матисс и Пабло Пикассо) и удачно сопутствует их работам в сегодняшних интерьерах. Новым интересным участником ярмарки станет галерея Charles-Wesley Hourdé. Самые эффектные экспонаты XIX века из Конго, с Берега Слоновой Кости и Новой Гвинеи — на стендах Didier Claes и Serge Schoffel. Более древние образцы — женскую фигуру из Мали XVII столетия и статую нигерийского воина XIV–XVIII веков — привезет парижская галерея Pierre Dartevelle.
Важная часть BRAFA — бельгийское искусство. Среди безусловных шедевров — картина сюрреалиста Поля Дельво «Балкон» из серии с обнаженными в воображаемых обстоятельствах. Работу, несколько десятилетий не появлявшуюся на рынке, выставляет Stern Pissarro. У Oscar De Vos представлены латемская школа (важное бельгийское объединение начала ХХ века) и ее ключевые художники Валериус де Саделер и Фриц ван ден Берге. Истории в картинках о Тинтине знаменитого Эрже и другие образцы комиксов традиционно можно приобрести у Belgian Fine Comic Strip и Huberty & Breyne. За современное искусство — рисунки Яна Фабра и теневую скульптуру Фреда Эрдекенса — отвечают бельгийские галереи Jamar и Samuel Vanhoegaerden.
Один из важных разделов ярмарки, где представлены работы знаменитых фламандцев. У парижской галереи Galerie Florence de Voldère — работа Яна Брейгеля Младшего «Весна, или Аллегория обоняния» с десятками видов растений, написанных с биологической точностью. Здесь же зимний пейзаж XVII века с затерявшимся Святым семейством по пути в Египет Дениса ван Алслота. В галерее Jan Muller Antiques из Гента — двухметровое аллегорическое полотно «Четыре стихии» Артюса Вольффорта, антверпенского мастера и современника Рубенса. Из более ранних картин стоит обратить внимание на «Портрет императора Максимилиана II Австрийского», атрибутированный мастеру из бельгийского Монса Николасу Нефшателю (галерея Klaas Muller).
Редкий образец фарфоровой пластики легендарного Иоганна Кендлера — сценка с японцем под зонтиком перед бассейном, в котором плещутся путто и «ручной» дракон (галерея Röbbig München). Забавный вариант шинуазри выполнен на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. У парижской La Pendulerie — первоклассная ампирная бронза: часы с фигурой воинственной Афины и одна из самых известных моделей Томира — лампы с фигурами Философии и Знания. Ювелирный шедевр бельгийского ар-нуво — золотое ожерелье-чокер с турмалиновыми и опаловыми гроздьями глициний среди эмалевых листьев, созданное в 1901–1902 годах ювелиром, скульптором и стеклоделом Филиппом Вольферсом (Epoque Fine Jewels). Работы дизайнера Пьера Ванделя, в частности кресло «Позвоночник», представит Maison Rapin. Парижская галерея Mathivet, как всегда, предложит лучшие образцы ар-деко — туалетный столик Жан-Мишеля Франка или консоль Эжена Принтца.
Специальное приложение