Ярмарка BRAFA пройдет в 64-й раз в Брюсселе

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Первое из крупных событий календарного года, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства, 26 января — 3 февраля) становится камертоном арт-рынка, задавая тон на несколько месяцев вперед

Проходящая под патронатом королевы Бельгии, за 64 года своей истории она превратилась в идеальный пример ярмарки искусства — с роскошным вернисажем, безупречным экспертным отбором галерей и экспонатов и насыщенной образовательной программой. Ротация участников минимальна, тем не менее в этом году среди 133 галерей впервые представлена одна российская. Почетным гостем 2019 года стал эксцентричный британский дуэт Гилберта и Джорджа, недавно отметивших полвека творческой карьеры. Крупноформатные фотографии дуэта украшают аллеи ярмарки. Некоммерческой выставкой отмечает свое 100-летие Королевская палата арт-дилеров (ROCAD.be), собрав около 30 шедевров, в разные годы проданных членами профессиональной ассоциации музеям и коллекционерам.

Маска мумии. Египет, 305–30 до н. э. Картонаж с полихромной и позолоченной росписью. Фото: Grusenmeyer-Woliner Gallery
Маска мумии. Египет, 305–30 до н. э. Картонаж с полихромной и позолоченной росписью.
Фото: Grusenmeyer-Woliner Gallery

Археология

Раздел, представляющий самые древние памятники, которые, кажется, в силу возраста сами выбирают себе владельцев-хранителей, ожидая от них не только художественного вкуса, но и знаний в области истории. На стенде лондонской галереи David Aaron представлен египетский рельеф периода Нового царства, купленный Эбби Олдрич Рокфеллер и долгое время остававшийся в семейном собрании. У Grusenmeyer заслуживает внимания полихромная египетская маска эпохи Птолемеев (305–30 годы до н.э.). Среди античных памятников нельзя пропустить мощную мраморную скульптуру Геракла с рогом Ахелоя IV века до н.э. у Phoenix Ancient Art. Чтобы представить себе, как древние памятники вписываются в современный интерьер, стоит заглянуть на стенд Акселя Вервордта. Фрагмент египетской статуи фараона легко уживается здесь с живописью середины ХХ века и современным дизайном.

Владимир Богатырев и Галина Столбова. Лампа для Фестиваля молодежи. СССР, 1957. Фарфор. Фото: Галерея «Эритаж»
Владимир Богатырев и Галина Столбова. Лампа для Фестиваля молодежи. СССР, 1957. Фарфор.
Фото: Галерея «Эритаж»

Русское искусство

Впервые в числе экспонентов BRAFA оказался участник из России. Им стала московская галерея «Эритаж», участница Design Miami/Basel и других ярмарок. В Брюссель она привезет уникальные предметы советского авторского дизайна и живопись русского модернизма. Среди раритетов — фарфоровая лампа, сделанная к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году, а также письменный стол 1930-х годов с прикладами винтовок вместо ножек. Русские иконы на BRAFA традиционно представляет мюнхенская галерея Brenske. Поздние работы Марка Шагала («Цветы на окне» и «Синий петух») будут у галерей Willow и Taménaga, а яркие абстракции Сержа Полякова — у Von Vertes и Bailly. 

Лучо Фонтана. «Кто не спит — ловит рыбу». 1964–1965. Фото: Guy Pieters gallery
Лучо Фонтана. «Кто не спит — ловит рыбу». 1964–1965.
Фото: Guy Pieters gallery

Модернизм и современное искусство

Еще одна важная часть арт-рынка, где сосредоточены имена музейного уровня и крупные продажи. У Helene Bailly — ранний нормандский пейзаж Поля Гогена 1884 года. Здесь же выразительная «Танцовщица» Кеса ван Донгена — максимум экспрессии при минимуме художественных средств. На стенде галереи Harold t’Kint de Roodenbeke одного из корифеев бельгийского арт-рынка, президента BRAFA Харольда т’Кинта де Роденбеке — гуашь Фернана Леже «Пловцы» с характерными локальными цветовыми пятнами. Главные имена послевоенного поколения стоит искать у Guy Pieters и Samuel Vanhoegaerden: монохромные холсты Лучо Фонтаны, работы Энди Уорхола и других прославленных мастеров. А у Albert Baronian коллекционеров ждут фотографии Гилберта и Джорджа и масштабные инсталляции китайца Ван Ду.

Томас де Сьерра. «Скорбящая мадонна». Конец XVII в. Дерево. Фото: Bernat Gallery
Томас де Сьерра. «Скорбящая мадонна». Конец XVII в. Дерево.
Фото: Bernat Gallery

Скульптура

В этот раз экспозиция BRAFA особенно богата на выдающиеся образцы скульп­туры разных эпох. Экземпляр ренессансной пластики — «Мадонну с младенцем» из флорентийской мастерской Лоренцо Гиберти первой половины XV века можно найти у Sandro Morelli; испанский вариант барокко — экспрессивную «Скорбящую мадонну» скульп­тора XVII столетия Томаса де Сьерры — в Galeria Bernat. Новая участница, лондонская галерея Bowman, главный продавец Огюста Родена, помимо его знаменитого «Поцелуя», привезет камерную скульптуру Марино Марини. Английских модернистов — Линна Чедвика и Генри Мура — представит на ярмарке лондонская галерея Osborne Samuel. Макса Эрнста стоит искать во франкфуртской Die Galerie. А у парижской Xavier Eeckhout большой выбор бронзовой анималистики, на которой она специализируется.

Статуя-ули. Папуа-Новая Гвинея, XIX в. Патинированное дерево. Фото: Serge Schoffel Gallery
Статуя-ули. Папуа-Новая Гвинея, XIX в. Патинированное дерево.
Фото: Serge Schoffel Gallery

Другое искусство

Раздел, в последнее десятилетие снова оказавшийся в центре внимания, — искусство народов Африки, Полинезии и доколумбовой Америки. Наивная мощь деревянных идолов и ритуальных масок 100 лет назад вдохновляла французских авангардистов (африканскую скульптуру собирали, например, Анри Матисс и Пабло Пикассо) и удачно сопутствует их работам в сегодняшних интерьерах. Новым интересным участником ярмарки станет галерея Charles-Wesley Hourdé. Самые эффектные экспонаты XIX века из Конго, с Берега Слоновой Кости и Новой Гвинеи — на стендах Didier Claes и Serge Schoffel. Более древние образцы — женскую фигуру из Мали XVII столетия и статую нигерийского воина XIV–XVIII веков — привезет парижская галерея Pierre Dartevelle.

Эрже. «Тинтин в Cтране черного золота». Фото: Belgian Fine Comic Strip Gallery
Эрже. «Тинтин в Cтране черного золота».
Фото: Belgian Fine Comic Strip Gallery

Достояние Бельгии 

Важная часть BRAFA — бельгийское искусство. Среди безусловных шедевров — картина сюрреалиста Поля Дельво «Балкон» из серии с обнаженными в воображаемых обстоятельствах. Работу, несколько десятилетий не появлявшуюся на рынке, выставляет Stern Pissarro. У Os­car De Vos представлены латемская школа (важное бельгийское объединение начала ХХ века) и ее ключевые художники Валериус де Саделер и Фриц ван ден Берге. Истории в картинках о Тинтине знаменитого Эрже и другие образцы комиксов традиционно можно приобрести у Belgian Fine Co­mic Strip и Hu­berty & Brey­ne. За современное искусство — рисунки Яна Фабра и теневую скульптуру Фреда Эрдекенса — отвечают бельгийские галереи Jamar и Samuel Vanhoe­gae­rden.

Атрибутировано Николасу Нефшателю. «Портрет императора Максимилиана II Австрийского». Около 1566. Фото: Klaas Muller gallery
Атрибутировано Николасу Нефшателю. «Портрет императора Максимилиана II Австрийского». Около 1566.
Фото: Klaas Muller gallery

Старые мастера

Один из важных разделов ярмарки, где представлены работы знаменитых фламандцев. У парижской галереи Galerie Florence de Voldère — работа Яна Брейгеля Младшего «Весна, или Аллегория обоняния» с десятками видов растений, написанных с биологической точностью. Здесь же зимний пейзаж XVII века с затерявшимся Святым семейством по пути в Египет Дениса ван Алслота. В галерее Jan Muller Antiques из Гента — двухметровое аллегорическое полотно «Четыре стихии» Артюса Вольффорта, антверпенского мастера и современника Рубенса. Из более ранних картин стоит обратить внимание на «Портрет императора Максимилиана II Австрийского», атрибутированный мастеру из бельгийского Монса Николасу Нефшателю (галерея Klaas Muller).

Пьер Филипп Томир. Масляные лампы с фигурами Философии и Знания. Париж, около 1780–1785. Фото: La Pendulerie Gallery
Пьер Филипп Томир. Масляные лампы с фигурами Философии и Знания. Париж, около 1780–1785.
Фото: La Pendulerie Gallery

Декоративное и ювелирное искусство и дизайн

Редкий образец фарфоровой пластики легендарного Иоганна Кендлера — сценка с японцем под зонтиком перед бассейном, в котором плещутся путто и «ручной» дракон (галерея Röbbig München). Забавный вариант шинуазри выполнен на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. У парижской La Pendulerie — первоклассная ампирная бронза: часы с фигурой воинственной Афины и одна из самых известных моделей Томира — лампы с фигурами Философии и Знания. Ювелирный шедевр бельгийского ар-нуво — золотое ожерелье-чокер с турмалиновыми и опаловыми гроздьями глициний среди эмалевых листьев, созданное в 1901–1902 годах ювелиром, скульптором и стеклоделом Филиппом Вольферсом (Epoque Fine Jewels). Работы дизайнера Пьера Ванделя, в частности кресло «Позвоночник», представит Maison Rapin. Парижская галерея Mathivet, как всегда, предложит лучшие образцы ар-деко — туалетный столик Жан-Мишеля Франка или консоль Эжена Принтца.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+