Ярмарка BRAFA пройдет в 64-й раз в Брюсселе

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Первое из крупных событий календарного года, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства, 26 января — 3 февраля) становится камертоном арт-рынка, задавая тон на несколько месяцев вперед

Проходящая под патронатом королевы Бельгии, за 64 года своей истории она превратилась в идеальный пример ярмарки искусства — с роскошным вернисажем, безупречным экспертным отбором галерей и экспонатов и насыщенной образовательной программой. Ротация участников минимальна, тем не менее в этом году среди 133 галерей впервые представлена одна российская. Почетным гостем 2019 года стал эксцентричный британский дуэт Гилберта и Джорджа, недавно отметивших полвека творческой карьеры. Крупноформатные фотографии дуэта украшают аллеи ярмарки. Некоммерческой выставкой отмечает свое 100-летие Королевская палата арт-дилеров (ROCAD.be), собрав около 30 шедевров, в разные годы проданных членами профессиональной ассоциации музеям и коллекционерам.

Маска мумии. Египет, 305–30 до н. э. Картонаж с полихромной и позолоченной росписью. Фото: Grusenmeyer-Woliner Gallery
Маска мумии. Египет, 305–30 до н. э. Картонаж с полихромной и позолоченной росписью.
Фото: Grusenmeyer-Woliner Gallery

Археология

Раздел, представляющий самые древние памятники, которые, кажется, в силу возраста сами выбирают себе владельцев-хранителей, ожидая от них не только художественного вкуса, но и знаний в области истории. На стенде лондонской галереи David Aaron представлен египетский рельеф периода Нового царства, купленный Эбби Олдрич Рокфеллер и долгое время остававшийся в семейном собрании. У Grusenmeyer заслуживает внимания полихромная египетская маска эпохи Птолемеев (305–30 годы до н.э.). Среди античных памятников нельзя пропустить мощную мраморную скульптуру Геракла с рогом Ахелоя IV века до н.э. у Phoenix Ancient Art. Чтобы представить себе, как древние памятники вписываются в современный интерьер, стоит заглянуть на стенд Акселя Вервордта. Фрагмент египетской статуи фараона легко уживается здесь с живописью середины ХХ века и современным дизайном.

Владимир Богатырев и Галина Столбова. Лампа для Фестиваля молодежи. СССР, 1957. Фарфор. Фото: Галерея «Эритаж»
Владимир Богатырев и Галина Столбова. Лампа для Фестиваля молодежи. СССР, 1957. Фарфор.
Фото: Галерея «Эритаж»

Русское искусство

Впервые в числе экспонентов BRAFA оказался участник из России. Им стала московская галерея «Эритаж», участница Design Miami/Basel и других ярмарок. В Брюссель она привезет уникальные предметы советского авторского дизайна и живопись русского модернизма. Среди раритетов — фарфоровая лампа, сделанная к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в 1957 году, а также письменный стол 1930-х годов с прикладами винтовок вместо ножек. Русские иконы на BRAFA традиционно представляет мюнхенская галерея Brenske. Поздние работы Марка Шагала («Цветы на окне» и «Синий петух») будут у галерей Willow и Taménaga, а яркие абстракции Сержа Полякова — у Von Vertes и Bailly. 

Лучо Фонтана. «Кто не спит — ловит рыбу». 1964–1965. Фото: Guy Pieters gallery
Лучо Фонтана. «Кто не спит — ловит рыбу». 1964–1965.
Фото: Guy Pieters gallery

Модернизм и современное искусство

Еще одна важная часть арт-рынка, где сосредоточены имена музейного уровня и крупные продажи. У Helene Bailly — ранний нормандский пейзаж Поля Гогена 1884 года. Здесь же выразительная «Танцовщица» Кеса ван Донгена — максимум экспрессии при минимуме художественных средств. На стенде галереи Harold t’Kint de Roodenbeke одного из корифеев бельгийского арт-рынка, президента BRAFA Харольда т’Кинта де Роденбеке — гуашь Фернана Леже «Пловцы» с характерными локальными цветовыми пятнами. Главные имена послевоенного поколения стоит искать у Guy Pieters и Samuel Vanhoegaerden: монохромные холсты Лучо Фонтаны, работы Энди Уорхола и других прославленных мастеров. А у Albert Baronian коллекционеров ждут фотографии Гилберта и Джорджа и масштабные инсталляции китайца Ван Ду.

Томас де Сьерра. «Скорбящая мадонна». Конец XVII в. Дерево. Фото: Bernat Gallery
Томас де Сьерра. «Скорбящая мадонна». Конец XVII в. Дерево.
Фото: Bernat Gallery

Скульптура

В этот раз экспозиция BRAFA особенно богата на выдающиеся образцы скульп­туры разных эпох. Экземпляр ренессансной пластики — «Мадонну с младенцем» из флорентийской мастерской Лоренцо Гиберти первой половины XV века можно найти у Sandro Morelli; испанский вариант барокко — экспрессивную «Скорбящую мадонну» скульп­тора XVII столетия Томаса де Сьерры — в Galeria Bernat. Новая участница, лондонская галерея Bowman, главный продавец Огюста Родена, помимо его знаменитого «Поцелуя», привезет камерную скульптуру Марино Марини. Английских модернистов — Линна Чедвика и Генри Мура — представит на ярмарке лондонская галерея Osborne Samuel. Макса Эрнста стоит искать во франкфуртской Die Galerie. А у парижской Xavier Eeckhout большой выбор бронзовой анималистики, на которой она специализируется.

Статуя-ули. Папуа-Новая Гвинея, XIX в. Патинированное дерево. Фото: Serge Schoffel Gallery
Статуя-ули. Папуа-Новая Гвинея, XIX в. Патинированное дерево.
Фото: Serge Schoffel Gallery

Другое искусство

Раздел, в последнее десятилетие снова оказавшийся в центре внимания, — искусство народов Африки, Полинезии и доколумбовой Америки. Наивная мощь деревянных идолов и ритуальных масок 100 лет назад вдохновляла французских авангардистов (африканскую скульптуру собирали, например, Анри Матисс и Пабло Пикассо) и удачно сопутствует их работам в сегодняшних интерьерах. Новым интересным участником ярмарки станет галерея Charles-Wesley Hourdé. Самые эффектные экспонаты XIX века из Конго, с Берега Слоновой Кости и Новой Гвинеи — на стендах Didier Claes и Serge Schoffel. Более древние образцы — женскую фигуру из Мали XVII столетия и статую нигерийского воина XIV–XVIII веков — привезет парижская галерея Pierre Dartevelle.

Эрже. «Тинтин в Cтране черного золота». Фото: Belgian Fine Comic Strip Gallery
Эрже. «Тинтин в Cтране черного золота».
Фото: Belgian Fine Comic Strip Gallery

Достояние Бельгии 

Важная часть BRAFA — бельгийское искусство. Среди безусловных шедевров — картина сюрреалиста Поля Дельво «Балкон» из серии с обнаженными в воображаемых обстоятельствах. Работу, несколько десятилетий не появлявшуюся на рынке, выставляет Stern Pissarro. У Os­car De Vos представлены латемская школа (важное бельгийское объединение начала ХХ века) и ее ключевые художники Валериус де Саделер и Фриц ван ден Берге. Истории в картинках о Тинтине знаменитого Эрже и другие образцы комиксов традиционно можно приобрести у Belgian Fine Co­mic Strip и Hu­berty & Brey­ne. За современное искусство — рисунки Яна Фабра и теневую скульптуру Фреда Эрдекенса — отвечают бельгийские галереи Jamar и Samuel Vanhoe­gae­rden.

Атрибутировано Николасу Нефшателю. «Портрет императора Максимилиана II Австрийского». Около 1566. Фото: Klaas Muller gallery
Атрибутировано Николасу Нефшателю. «Портрет императора Максимилиана II Австрийского». Около 1566.
Фото: Klaas Muller gallery

Старые мастера

Один из важных разделов ярмарки, где представлены работы знаменитых фламандцев. У парижской галереи Galerie Florence de Voldère — работа Яна Брейгеля Младшего «Весна, или Аллегория обоняния» с десятками видов растений, написанных с биологической точностью. Здесь же зимний пейзаж XVII века с затерявшимся Святым семейством по пути в Египет Дениса ван Алслота. В галерее Jan Muller Antiques из Гента — двухметровое аллегорическое полотно «Четыре стихии» Артюса Вольффорта, антверпенского мастера и современника Рубенса. Из более ранних картин стоит обратить внимание на «Портрет императора Максимилиана II Австрийского», атрибутированный мастеру из бельгийского Монса Николасу Нефшателю (галерея Klaas Muller).

Пьер Филипп Томир. Масляные лампы с фигурами Философии и Знания. Париж, около 1780–1785. Фото: La Pendulerie Gallery
Пьер Филипп Томир. Масляные лампы с фигурами Философии и Знания. Париж, около 1780–1785.
Фото: La Pendulerie Gallery

Декоративное и ювелирное искусство и дизайн

Редкий образец фарфоровой пластики легендарного Иоганна Кендлера — сценка с японцем под зонтиком перед бассейном, в котором плещутся путто и «ручной» дракон (галерея Röbbig München). Забавный вариант шинуазри выполнен на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. У парижской La Pendulerie — первоклассная ампирная бронза: часы с фигурой воинственной Афины и одна из самых известных моделей Томира — лампы с фигурами Философии и Знания. Ювелирный шедевр бельгийского ар-нуво — золотое ожерелье-чокер с турмалиновыми и опаловыми гроздьями глициний среди эмалевых листьев, созданное в 1901–1902 годах ювелиром, скульптором и стеклоделом Филиппом Вольферсом (Epoque Fine Jewels). Работы дизайнера Пьера Ванделя, в частности кресло «Позвоночник», представит Maison Rapin. Парижская галерея Mathivet, как всегда, предложит лучшие образцы ар-деко — туалетный столик Жан-Мишеля Франка или консоль Эжена Принтца.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+