18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка BRAFA — хорошо упакованная толерантность

27 января в Брюсселе открывается для публики ярмарка искусства BRAFA, в которой участвуют 134 галереи из 16 стран

Ярмарка, проходящая в 63-й раз, с каждым годом становится все более универсальной, предлагая не только антики и старых мастеров, модернистский дизайн и африканские маски, но и свежее современное искусство и сенсационные артефакты, как скафандр советского космонавта Геннадия Стрекалова.

Скафандр «Сокол КВ-2», произведенный на НПП «Звезда» примерно в 1987 году, побывал в космосе вместе со своим хозяином Геннадием Стрекаловым во время полета на корабле «Союз-10» с 1 августа по 10 декабря 1990 года. Эту реликвию, оцененную в €130 тыс., привезла в Брюссель молодая галерея из Ареццо Theatrum Mundi. Скафандр происходит из коллекции Малкольма Форбса, распроданной на легендарных «космических торгах» Sotheby’s в 1993 году. «Интерес к России и ее великим космическим достижениям сейчас огромен. У нас есть потенциальные клиенты, в том числе в Петербурге, которые хотели бы вернуть этот скафандр на родину, — рассказывают галеристы. — Он в потрясающей сохранности и подписан самим Стрекаловым».

Конкуренцию советскому костюму составляет резиновое облачение Леонардо — одной из черепашек-ниндзя из культового сериала, последняя работа художника Джеймса Маури Хенсона, ставившего также «Улицу Сезам». Стенд галереи — не просто набор раритетов, но изящная выставка, сделанная как будто по заветам знаменитого куратора Жан-Юбера Мартена — сопоставлять вещи разных эпох и цивилизаций, но с похожей темой. Компанию нашему скафандру составляют крошечный карандашный набросок Джорджа Мельеса к фильму «Путешествие на Луну» (1902), парка северного племени инуитов из полупрозрачной материи 1920-х годов, предвосхищающая космический дизайн, костюм Человека-паука и фотография «Прыжок» Ива Кляйна 1960-х годов, где художник как будто замер в невесомости.

Можно заметить, что стендов, сделанных по похожему принципу «смешать, но не взбалтывать», становится на ярмарке все больше. Отсек завсегдатая ярмарки, галереи Finch & Co — самое яркое воплощение «лавки древностей» из детских приключенческих книжек. Чего тут только не обнаружишь, причем и по вполне демократическим ценам от €1 тыс.! Это и китайские фигурки, и итальянский сувенир, игрушечный столик эпохи гранд-туров (такие привозили первые туристы в XIX веке); это собранные в одну рамку пять кусочков тканей, в которые были завернуты египетские мумии 1294–1279 годов до н.э. — заманчивый памятник эпохи великих археологических открытий; это немецкое пособие для врачей XVII века — костяная фигурка беременной женщины с откидывающимся животом, и резные шкатулки из Архангельска начала XIX века, и даже открытки времен Крымской войны, которые посылали английские моряки из Балаклавы.

Галереи, специализирующиеся на более серьезном и дорогом искусстве, также не брезгуют смелыми контрастами. В Tornabuoni Arte картину школы Пинтуриккьо оттеняют жженые холсты Альберто Бури 1960-х годов. Галерея Brenske из Мюнхена, представляющая русскую и греческую иконопись, поместила рядом с «Распятием» композицию Гюнтера Юккера из гвоздей. Хозяин галереи объясняет, что видит в работах современных мастеров «такую же спиритуальность, как в иконах».

Президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке тоже участвует в ней как галерист (Harold T’Kint de Roodenbeke) с личным и весьма независимым вкусом. В его коллекции много графики местных художников, причем и совсем неизвестных интернациональной публике. Из главных имен бельгийского искусства представлен Джеймс Энсор с полным иронии рисунком кортежа герцога Морица Нассау-Оранского, где вместе с солдатами маршируют свиньи и петухи, 1904 года. Подобные рисунки всяческих процессий сейчас можно видеть на выставке в музее Остенде, родного города Энсора. Длинный рисунок разделен на две части, которые довольно варварски продаются по отдельности, каждый фрагмент по 70 с лишком тысяч евро. (Живопись же Энсора продается на порядок дороже — от €500 тыс. до €1 млн в галерее Samuel Vanhoegaеrden.)

Харольд т’Кинт де Роденбеке заканчивает свой второй срок на посту президента BRAFA с впечатляющими результатами. Посещаемость ярмарки увеличилась почти на треть — с 46 тыс. человек в 2012 году до 61 тыс. в прошлом — и, видимо, еще возрастет в этом году, так как с новыми участниками приходят и новые коллекционеры. В этот раз ярмарка пополнила свой состав 12 новыми экспонентами, и в их числе, например, такой суперавторитет в мире современного искусства, как нью-йоркская галерея Барбары Глэдстоун (Gladstone), открывшая свой филиал в Брюсселе. На стенде галереи можно видеть большую шелкографию дуэта Аллора и Кальсадилья, представлявших Америку на Венецианской биеннале, на тему недавнего женского марша розовых шапочек в Вашингтоне (€125 тыс.) и скульптуру Уго Рондиноне — гигантский золотой терновый венец (€130 тыс.).

Главным же современным героем ярмарки стал 82-летний Христо (Явачев), легендарный упаковщик мостов и островов, приглашенный в качестве почетного гостя. Увы, один: его жена и соратница Жанна-Клод скончалась несколько лет назад. Инсталляция Христо «Три витрины» (1965–1966) не только самое большое произведение, когда-либо выставлявшееся на BRAFA (14 м длиной и 2,5 м высотой), но и, возможно, одно из самых радикальных в истории ярмарки в своем неподкупно непрезентабельном минимализме. Чтобы коллекционеры не прошли мимо окошек, затянутых серой тканью, приняв их за технические помещения, инсталляцию упаковали в специально выстроенный саркофаг. Впрочем, рынок легко переваривает даже такую тяжелую концептуальную пищу — работы Христо (эскизы инсталляций и объекты) появились сразу на многих стендах ярмарки по хорошим ценам, а самых недоверчивых коллекционеров ждет ретроспектива художника в Королевских музеях Брюсселя.

Так, галерея Guy Pieters, хорошо чувствующая конъюнктуру, сменила своего любимца Яна Фабра на Христо. Самая дорогая из представленных здесь работ Христо оценивается в €900 тыс. Это витрина с четырьмя стопками старых журналов разной степени упакованности — от просто перевязанной бечевкой до спрятанной в полиэтилен и черную бумагу. Однако, видимо, не совсем уверенная в успехе, галерея подстраховалась чрезвычайно яркими и эффектными панно Джулиана Шнабеля из битых тарелок. Кинорежиссер повторил на бис принесшую ему известность в 1980-е технику, каждая такая мозаика стоит €300–400 тыс.

И все же, в отличие от ярмарок современного искусства, таких как Art Basel или Frieze, самым дорогим на BRAFA остается классика. Например, Рубенс за €6 млн. Правда, он один из трех соавторов картины «Диана с нимфами охотится на оленя» в галерее Klaas Muller: маэстро попросили писать фигуры, в то время как его коллеги занимались пейзажем и животными. Миллионные ценники и у Рене Магритта (€4 млн в галерее Boon) — его также чествуют выставкой в Брюсселе в этом году, — и у Роберта Матты (€2,5 млн в Die Galerie), а за полмиллиона можно приобрести прекрасные антики или ренессансное тондо Джованни делла Робиа из цветной керамики в галерее Desmet.

Весь стиль BRAFA, где в одном пространстве смешиваются и уживаются радикализм и буржуазность, колониальные памятники и имперские символы, роскошь и демократизм, где как будто нет никакого конфликта между старым и современным, — все это демонстрирует на поле арт-рынка принципы нынешней европейской толерантности, особенно важной для такой столицы, как Брюссель.


Комплекс Tour&Taxis, Брюссель
С 27 января до 4 февраля

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+