Ярмарка BRAFA: не только обертка

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Одна из старейших и уважаемых мировых ярмарок искусства, BRAFA (Брюссельская ярмарка искусства) проходит уже больше 60 лет. В этом году 134 галереи из 16 стран представляют весь спектр исторических эпох и коллекционерских пристрастий — от Античности до современного искусства. Профессионалы ценят BRAFA за безупречный отбор экспонатов, начинающие собиратели — за присутствие предметов по демократичным ценам. BRAFA — первое крупное событие календарного года, которое служит индикатором арт-рынка. Почетный гость 2018 года — художник Христо, мастер художественной упаковки чего угодно — от банок до островов. Историческую работу 1960-х Three Store Fronts, созданную Христо вместе с супругой Жанной-Клод, смогут увидеть гости ярмарки

Брюссель, 27 января - 4 февраля

Кхмерская фигура Умы. Серый песчаник. XII в.     Фото: Галерея Jacques Barrère
Кхмерская фигура Умы. Серый песчаник. XII в.
Фото: Галерея Jacques Barrère

Археология

Недооцененный сегмент рынка, требующий от собирателя глубоких исторических познаний, широко представлен на BRAFA. Здесь и древнеегипетская статуя Осириса в виде мумии с божественными атрибутами у парижской галереи Gilgamesh, и древнегреческая Афродита у Phoenix Ancient Art, и бронзовый пояс со сфинксами из Урарту у Porfirius Kunstkammer. Новый участник ярмарки — основанная десять лет назад в Лондоне галерея ArtAncient привезет нумизматический раритет — золотой статер III века до н.э. с профилем Александра Македонского. 


«Иоанн Креститель«. XVII в. Дерево, темпера.   Фото: Галерея Brenske
«Иоанн Креститель«. XVII в. Дерево, темпера.
Фото: Галерея Brenske

Русское искусство

Русский след часто обнаруживается у самых разных участников ярмарки. Мюнхенская Brenske специализируется на русских и греческих иконах. В нынешней экспозиции привлекает внимание строгий образ Иоанна Крестителя на светлом фоне XVII века. У парижской Boulakia — нежные «Жених и невеста в небе Парижа» Марка Шагала. У Galerie AB можно увидеть рисунок сидящей мужской фигуры, исполненной с почти микеланджеловской мощью, Осипа Цадкина, уроженца Витебска и представителя Парижской школы. Интересный холст Сержа Полякова покажет Lancz Gallery. 


Рон Арад. Кресло «Сидеть». Закаленная нержавеющая сталь. 1990. Фото: Галерея Le Beau
Рон Арад. Кресло «Сидеть». Закаленная нержавеющая сталь. 1990.
Фото: Галерея Le Beau

Дизайн ХХ века

История дизайна на BRAFA прослеживается на примере хрестоматийных имен. У парижской Galerie Mathivet — скамья Карло Бугатти из красного дерева с бахромой, у Chastel-Maréchal — двойное кресло «тет-а-тет» из массива дерева бразильского дизайнера-самоучки Занина Кальдаса, у брюссельской Le Beau — первоклассные работы живых классиков, больше похожие на скульптуру, чем на предметы мебели: деревянный стул Zephyr Уэнделла Касла и стальное кресло Рона Арада. Севрская мануфактура, ежегодно представляющая на ярмарке современных авторов, в этот раз покажет работы Ли Уфана, 
Йохана Кретена, Лионеля Эстева и Эммануэля Буза.


Маска народа яка. XIX — начало ХХ в. Фото: Галерея Didier Clae
Маска народа яка. XIX — начало ХХ в.
Фото: Галерея Didier Clae

Примитивное искусство

Маски и деревянная скульптура африканских и тихоокеанских племен вдохновляли своей первобытной силой модернистов и сейчас переживают новый всплеск популярности. Одна из лучших экспозиций в этом сегменте — на стенде брюссельской галереи Didier Claes. Самый эффектный экспонат — африканская полихромная маска с пышной «бородой» из рафии конца XIX — начала ХХ века, обнаруженная на территории Конго в 1928 году. Еще один интересный экземпляр — маска середины XIX века с Берега Слоновой Кости с выразительным профилем в галерее Bernard de Grunne. 


Рене Лалик. Подвеска в стиле модерн. Около 1904–1905. Эмаль, бриллианты, стекло, цитрин, золото. Фото: Галерея Epoque Fine Jewel
Рене Лалик. Подвеска в стиле модерн. Около 1904–1905. Эмаль, бриллианты, стекло, цитрин, золото.
Фото: Галерея Epoque Fine Jewel

Декоративно-прикладное искусство и ювелирные изделия

Блестящий экземпляр с русским провенансом — каминные часы «Триумф Вакха» у крупнейшего часовых дел специалиста La Pendulerie. Бронзовый корпус с колесницей, запряженной козликами, выполнен около 1795 года в мастерской Томира. Часы купил Павел I для Михайловского замка. Старинные ковры стоит искать у De Wit Fine Tapestries — здесь можно встретить нидерландскую шпалеру «мильфлер» 1530 года, где среди пышной растительности затерялись птицы и звери. У Epoque Fine Jewels — ювелирные шедевры ар-нуво: бриллиантовое колье-«ошейник» Cartier 1910 года и золотая подвеска Рене Лалика со стеклянными нимфами в окружении россыпи бриллиантов. 


Питер Пауль Рубенс, Пауль де Вос, Ян Вильденс. «Диана и нимфы, охотящиеся на оленя». 1635–1640. Фото: Галерея Klaas Muller
Питер Пауль Рубенс, Пауль де Вос, Ян Вильденс. «Диана и нимфы, охотящиеся на оленя». 1635–1640.
Фото: Галерея Klaas Muller

Старые мастера

Важный раздел ярмарки, в котором чаще других встречаются музейные имена и захватывающие истории, как из жизни изображенных героев, так и из истории бытования картин. К двухметровому полотну «Диана и нимфы, охотящиеся на оленя» (Klaas Muller) приложили руку три живописца XVII века: фигуры писал Рубенс, животных — Пауль де Вос, а пейзаж — Ян Вильденс. Яркий образец фламандского портрета — импозантный Ламораль Эгмонт, герой нидерландской революции XVI века, кисти Франса Пурбуса Старшего (галерея Mullany). У Costermans — «Поклонение волхвов в заснеженном пейзаже» Питера Брейгеля Младшего. 


Жан Дюбюффе. «Сифонус». 1971. Акрил на полимерной пене. Фото: Галерея Opera
Жан Дюбюффе. «Сифонус». 1971. Акрил на полимерной пене.
Фото: Галерея Opera

Модернизм и современное искусство

Еще одна важная и востребованная часть ярмарки и арт-рынка в целом. Среди обязательных к осмотру, продуманных экспозиций — стенды корифеев Axel Vervoordt и президента BRAFA Harold t’Kint de Roodenbeke. У последнего выставлена скульптура Ман Рэя, мраморный вариант его известной работы «Герма», в отличие от многих бронзовых повторов существующий всего в восьми экземплярах. У лондонской Aktis — прекрасная акварель китайско-французского модерниста Зао Вуки. Авторитетная брюссельская галерея в области актуального искусства Meessen De Clercq покажет скульптуру Бенуа Мэра. Заслуживает внимания послевоенное искусство: бронза Линна Чедвика (Osborne Samuel Gallery) и рисунок с красной машиной Жан-Мишеля Баскиа (Opera Gallery). 


Жорж Реми (псевдоним Эрже). Оригинальный рисунок с Тинтином, Снежком, капитаном Хэддоком, Дюпоном и Дюпонном. 1968. Фото:  Галерея Fine Comic Stri
Жорж Реми (псевдоним Эрже). Оригинальный рисунок с Тинтином, Снежком, капитаном Хэддоком, Дюпоном и Дюпонном. 1968.
Фото: Галерея Fine Comic Stri

Достояние Бельгии 

Особая гордость BRAFA — бельгийские художники, вошедшие в мировую сокровищницу и представленные в контексте международного художественного процесса. За достойное представление национального искусства отвечают Oscar De Vos, Francis Maere Fine Arts, Lancz, Boon. У первого ищите образцы латемской школы, важного бельгийского объединения начала ХХ века — живопись Эмиля Клауса и Валериуса де Саделера, у Francis Maere — изысканную графику сюрреалиста Поля Дельво, у Boon — Рене Магритта. Важную часть культуры ХХ века — комиксы — представляют Huberty&Breyne и Belgian Fine Comic Strip с обязательными рисунками Эрже к истории про Тинтина. Современного мэтра Яна Фабра покажут Guy Pieters и Jamar.


BRAFA Art Talks

BRAFA дает возможность не только пополнить коллекцию, но и пообщаться с экспертами из профессионального сообщества — ежедневно в 16:00. Впервые в BRAFA Art Talks участвует Государственная Третьяковская галерея: научный сотрудник и куратор Светлана Усачева 1 февраля расскажет о неожиданных открытиях, меняющих представления о хорошо известных работах. Парт­нер лекции — ведущий англоязычный интернет-ресурс о русском искусстве Russian Art and Culture. Также в программе — встреча с Анжелой Розенгарт, основательницей музея в Люцерне, лично знавшей многих представленных там художников, от Пабло Пикассо до Марка Шагала. Полная лекционная программа представлена на сайте ярмарки.


Практическая информация

Даты и часы работы:
вернисаж — 26 января, с 12 до 22;
27 января — 4 февраля, с 11 до 19; 
позднее открытие — 1 февраля, до 22.
Ежедневно в 15 часов проводится групповой тур по ярмарке на нескольких языках. 
Запись — на информационном стенде.

Место проведения: комплекс Tour&Taxis (15 минут езды от Гранд-пляс) 
Avenue du Port 88 | BE — 1000 Брюссель
Русскоязычный сайт: www.brafa.art/ru

Билеты: можно приобрести на сайте (кроме вернисажа и билетов с каталогом). Стоимость: стандартный билет — €25; льготный для молодежи (16–26 лет) — €10; группа от 10 человек — €15 на человека; вернисаж — €60; билет на 1 или 2 лица с каталогом — €30 и €55.

Как добраться: Брюссель расположен всего в двух часах езды от Лондона, Амстердама и Кельна и меньше полутора часов — от Парижа на скоростных поездах Thalys. Брюссельские авиа­линии предлагают специальную 20%-ную скидку для гостей ярмарки по промокоду, указанному на сайте BRAFA. 

Где жить: два брюссельских пятизвездочных отеля — Le Plaza и Amigo — предлагают специальные условия для коллекционеров, приехавших на BRAFA.

Специальное приложение

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+