18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Ярмарка BRAFA: от египетских древностей до комиксов Эрже

До 29 января в Брюсселе проходит художественная ярмарка BRAFA, одна из трех самых важных в мире ярмарок старого искусства. О художественных достопримечательностях ярмарки и вокруг нее рассказывает главный редактор TANR Милена Орлова

Что нужно знать про ярмарку BRAFA? Что она — одна из старейших в мире, что в последнее время она имеет статус универсальной, то есть представляет весь возможный исторический арт-регистр: от древнеегипетских ложечек и античных статуэток до современного искусства и дизайна. Поездка на BRAFA — это еще и повод посетить музеи и другие художественные достопримечательности в Брюсселе и других городах Бельгии.

В этом году почетным гостем ярмарки стал Хулио Ле Парк, аргентинский опартист, в свои 89 лет охотно позировавший фотографам рядом с собственными эффектными цветными вибрирующими шарами. А тема оп-арта поддержана выставкой «Диалог со светом» в брюссельском музее Иксель. Вообще интернациональный футуристический стиль конца 1950-х — начала 1960-х годов — такая же важная для Брюсселя история, как ар-нуво, шикарный модерн Виктора Орта и его коллег. Сейчас даже в ходу словечко «дебрюсселизация» — это значит, что построенные ко Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе небоскребы «из стекла и бетона» начали «подрезать», чтобы они больше соответствовали историческому масштабу города и современному представлению о гуманном урбанизме. Но искусство тех лет никакому обрезанию не подвергается, а напротив, опять в моде.

В соответствии с географическим положением основная приманка для коллекционеров на BRAFA — фламандская живопись, старые мастера, а основу участников (в этом году их 132) составляют галереи из Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции. Колониальное прошлое Бельгии сказывается в особо богатом выборе так называемого трибалистского искусства, то есть искусства народов Африки и Океании. Кроме того, именно брюссельская ярмарка из года в год предлагает раритеты, связанные с таким жанром, как комиксы. Бельгия — родина одного из самых знаменитых в мире комиксов — про Тинтина, и в Брюсселе есть целых два музея, посвященных комиксам.

В этот раз галерея Belgian Fine Comic Strip продает за €600 тыс. набросок рекламы цикория «Паша» автора Тинтина Эрже (удостоившегося в прошлом году выставки в Гран-пале в Париже). Напомним, рекорд на Эрже составляет €2,5 млн, но цена на комиксы (оригинальные рисунки, естественно) зависит от многих обстоятельств, в том числе от того, сколько именно персонажей изображено на листе. Молодую поросль комикс-арта, живопись в стиле комиксов, можно увидеть в соседней галерее Huberty & Breyne Gallery, где цены начинаются всего от €4 тыс.

BRAFA — одно из лучших мест, где прямо в полевых условиях, то есть в неге, комфорте и атмосфере роскоши, которую тщательно создают галеристы, можно изучать парадоксы современного художественного рынка. Например, заняться сравнительным ценоведением и в очередной раз убедиться в том, что возраст произведения, размер, техника или стиль отнюдь не всегда являются решающим аргументом в его оценке. Так, примерно в одной ценовой категории (€300 тыс. и €375 тыс. соответственно) продаются на стенде Samuel Vanhoegaerden Gallery маленькая почеркушка нью-йоркского хулигана-граффитиста 1980-х Жан-Мишеля Баскиа и большая воздушная композиция бельгийского классика Джеймса Энсора.

Или возьмем цену поменьше, €25 тыс. За эту сумму на ярмарке можно купить следующие вещи: пару светильников или консольный столик 1996 года экстравагантного бельгийского дизайнера, сценографа и композитора Марка Аппарта, украшающего свои объекты подвесками из хрусталя, в галерее Futur Anterieur, или двустороннюю ширму Форназетти с воздушными шарами-монгольфьерами 1950-х годов в галерее Robertaebasta, или гигантское декоративное панно «Парнас» неоклассического стиля 1935 года французского художника Луи Букета, коллеги Мориса Дени, в галерее Galerie Martel-Greiner, ну и наконец, одну из малюсеньких картинок из серии «Карнавал мертвых» сегодня, пожалуй, самого знаменитого бельгийца — Яна Фабра в галерее Guy Pieters Gallery. Ровно такие же картинки сейчас висят на его выставке в Эрмитаже, вызвавшей бурные эмоции далекой от искусства общественности.

Что касается больших новых скульптур Фабра, где он одел генералов в карнавальные маски, то галеристы цену не называют, но можно предположить, что она сопоставима с ценой большой скульптуры Осипа Цадкина (€750 тыс., Galerie Fleury) или огромной инсталляции «Осьминог-валькирия» португальской звезды Жоаны Вашконселуш (€600 тыс.) — ее галерея La Patinoire Royale показывает в своем брюссельском пространстве, бывшем королевском роллердроме, а на ярмарке продает объекты поменьше и подешевле.

На любимый вопрос неофитов арт-рынка, почему современные герои чаще дороже старых мастеров, сразу ответить трудно, но такая ярмарка, как BRAFA, стоит цикла лекций по истории искусства и художественного рынка. Не зря сюда съезжаются не только тертые коллекционеры, но и студенты подобных курсов, как, например, тех, что организовала в Москве Марина Добровинская. Ее стараниями недавно вышел путеводитель «Арт-Брюссель» на русском языке, где описаны все важнейшие художественные точки бельгийской столицы.

Тем же, кто уже освоил сокровища Брюсселя, есть смысл отправиться в Льеж: там в Музее Бовери сейчас проходит сенсационная выставка Rue La Boеtie, 21 («Улица Боэти, 21») про нелегкую судьбу легендарного парижского маршана, пострадавшего от нацистов, Поля Розенберга, одного из первых, кто поставил торговлю искусством на профессиональные рельсы. История его коллекции, включавшей работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Мари Лорансен, поистине детективна, а на выставке представлены настоящие раритеты вроде контракта, заключенного галеристом с Анри Матиссом, и придуманных Розенбергом схем оценки работ. Выставка позволяет лучше понять, почему сегодня модернисты так дороги. Вообще же такая ярмарка, как BRAFA, просто заставляет увлечься историей искусства: и тех, кто готов на него потратиться, и тех, кто хочет понять его истинную ценность.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
6
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
7
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+