18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка BRAFA: от египетских древностей до комиксов Эрже

До 29 января в Брюсселе проходит художественная ярмарка BRAFA, одна из трех самых важных в мире ярмарок старого искусства. О художественных достопримечательностях ярмарки и вокруг нее рассказывает главный редактор TANR Милена Орлова

Что нужно знать про ярмарку BRAFA? Что она — одна из старейших в мире, что в последнее время она имеет статус универсальной, то есть представляет весь возможный исторический арт-регистр: от древнеегипетских ложечек и античных статуэток до современного искусства и дизайна. Поездка на BRAFA — это еще и повод посетить музеи и другие художественные достопримечательности в Брюсселе и других городах Бельгии.

В этом году почетным гостем ярмарки стал Хулио Ле Парк, аргентинский опартист, в свои 89 лет охотно позировавший фотографам рядом с собственными эффектными цветными вибрирующими шарами. А тема оп-арта поддержана выставкой «Диалог со светом» в брюссельском музее Иксель. Вообще интернациональный футуристический стиль конца 1950-х — начала 1960-х годов — такая же важная для Брюсселя история, как ар-нуво, шикарный модерн Виктора Орта и его коллег. Сейчас даже в ходу словечко «дебрюсселизация» — это значит, что построенные ко Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе небоскребы «из стекла и бетона» начали «подрезать», чтобы они больше соответствовали историческому масштабу города и современному представлению о гуманном урбанизме. Но искусство тех лет никакому обрезанию не подвергается, а напротив, опять в моде.

В соответствии с географическим положением основная приманка для коллекционеров на BRAFA — фламандская живопись, старые мастера, а основу участников (в этом году их 132) составляют галереи из Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции. Колониальное прошлое Бельгии сказывается в особо богатом выборе так называемого трибалистского искусства, то есть искусства народов Африки и Океании. Кроме того, именно брюссельская ярмарка из года в год предлагает раритеты, связанные с таким жанром, как комиксы. Бельгия — родина одного из самых знаменитых в мире комиксов — про Тинтина, и в Брюсселе есть целых два музея, посвященных комиксам.

В этот раз галерея Belgian Fine Comic Strip продает за €600 тыс. набросок рекламы цикория «Паша» автора Тинтина Эрже (удостоившегося в прошлом году выставки в Гран-пале в Париже). Напомним, рекорд на Эрже составляет €2,5 млн, но цена на комиксы (оригинальные рисунки, естественно) зависит от многих обстоятельств, в том числе от того, сколько именно персонажей изображено на листе. Молодую поросль комикс-арта, живопись в стиле комиксов, можно увидеть в соседней галерее Huberty & Breyne Gallery, где цены начинаются всего от €4 тыс.

BRAFA — одно из лучших мест, где прямо в полевых условиях, то есть в неге, комфорте и атмосфере роскоши, которую тщательно создают галеристы, можно изучать парадоксы современного художественного рынка. Например, заняться сравнительным ценоведением и в очередной раз убедиться в том, что возраст произведения, размер, техника или стиль отнюдь не всегда являются решающим аргументом в его оценке. Так, примерно в одной ценовой категории (€300 тыс. и €375 тыс. соответственно) продаются на стенде Samuel Vanhoegaerden Gallery маленькая почеркушка нью-йоркского хулигана-граффитиста 1980-х Жан-Мишеля Баскиа и большая воздушная композиция бельгийского классика Джеймса Энсора.

Или возьмем цену поменьше, €25 тыс. За эту сумму на ярмарке можно купить следующие вещи: пару светильников или консольный столик 1996 года экстравагантного бельгийского дизайнера, сценографа и композитора Марка Аппарта, украшающего свои объекты подвесками из хрусталя, в галерее Futur Anterieur, или двустороннюю ширму Форназетти с воздушными шарами-монгольфьерами 1950-х годов в галерее Robertaebasta, или гигантское декоративное панно «Парнас» неоклассического стиля 1935 года французского художника Луи Букета, коллеги Мориса Дени, в галерее Galerie Martel-Greiner, ну и наконец, одну из малюсеньких картинок из серии «Карнавал мертвых» сегодня, пожалуй, самого знаменитого бельгийца — Яна Фабра в галерее Guy Pieters Gallery. Ровно такие же картинки сейчас висят на его выставке в Эрмитаже, вызвавшей бурные эмоции далекой от искусства общественности.

Что касается больших новых скульптур Фабра, где он одел генералов в карнавальные маски, то галеристы цену не называют, но можно предположить, что она сопоставима с ценой большой скульптуры Осипа Цадкина (€750 тыс., Galerie Fleury) или огромной инсталляции «Осьминог-валькирия» португальской звезды Жоаны Вашконселуш (€600 тыс.) — ее галерея La Patinoire Royale показывает в своем брюссельском пространстве, бывшем королевском роллердроме, а на ярмарке продает объекты поменьше и подешевле.

На любимый вопрос неофитов арт-рынка, почему современные герои чаще дороже старых мастеров, сразу ответить трудно, но такая ярмарка, как BRAFA, стоит цикла лекций по истории искусства и художественного рынка. Не зря сюда съезжаются не только тертые коллекционеры, но и студенты подобных курсов, как, например, тех, что организовала в Москве Марина Добровинская. Ее стараниями недавно вышел путеводитель «Арт-Брюссель» на русском языке, где описаны все важнейшие художественные точки бельгийской столицы.

Тем же, кто уже освоил сокровища Брюсселя, есть смысл отправиться в Льеж: там в Музее Бовери сейчас проходит сенсационная выставка Rue La Boеtie, 21 («Улица Боэти, 21») про нелегкую судьбу легендарного парижского маршана, пострадавшего от нацистов, Поля Розенберга, одного из первых, кто поставил торговлю искусством на профессиональные рельсы. История его коллекции, включавшей работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Мари Лорансен, поистине детективна, а на выставке представлены настоящие раритеты вроде контракта, заключенного галеристом с Анри Матиссом, и придуманных Розенбергом схем оценки работ. Выставка позволяет лучше понять, почему сегодня модернисты так дороги. Вообще же такая ярмарка, как BRAFA, просто заставляет увлечься историей искусства: и тех, кто готов на него потратиться, и тех, кто хочет понять его истинную ценность.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+