Лидеры ярмарки BRAFA — комикс о Тинтине и искусство русских художников

В Брюсселе в 60-й раз открылась ярмарка старого, нового и современного искусства BRAFA. Как говорит президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке, «выигрышная формула ярмарки не меняется: это качество, разнообразие стилей и периодов и их эклектичное сочетание». Формула не меняется — меняются времена: если десять, даже пять лет назад BRAFA выглядела провинциальной и ни в каком смысле не могла равняться, например, с парижской Биеннале антикваров, то теперь многим галеристам и покупателям стоит задуматься, что предпочесть. Шедевров стоимостью в десятки миллионов тут не найти, однако все представленное искусство во всех разделах очень качественное, очень достойное и интересное и адекватно оцененное. Сейчас, после того как во Франции ввели налоги на богатство, многие коллекционеры и галеристы начали двигаться в сторону Бельгии. Тут крайне нежное по отношению к владельцам искусства законодательство и стариннейшие традиции коллекционирования, которые и ныне формируют внимательное отношение к тем, кто покупает искусство. Наверное, есть и другие причины, но в последние годы ярмарка заметно прибавила в статусе. В прошлом году ее посетило 55 тыс. человек, что не намного меньше числа тех, кто увидел последнюю Биеннале антикваров, шуму вокруг которой было поднято в десять раз больше. Естественным следствием оказалось появление дорогого искусства, но пока что оно не вытесняет более дешевых вариантов.

В нынешнем году в ярмарке принимает участие 126 галерей, из которых бельгийских меньше половины, остальные — из Европы и Великобритании. Тематика и эпохи и правда ничем не ограничены: тут есть африканское искусство и комиксы (два главных специалитета арт-рынка Бельгии), старые мастера и импрессионисты, древнеегипетское искусство и фарфор, ковры, книги, серебро — да все что угодно! Также широк спектр цен, причем в любом разделе. Например, модернизм: маленький пейзаж Мориса Вламинка 1913 года в галерее Lancz продается за €58 тыс., а большой натюрморт Джеймса Энсора во Francis Maere Fine Arts — за €1 млн; в галерее Barbier из Барселоны мобиль Александра Калдера стоит €1,2 млн, живопись Де Кирико — €1,65 млн.Или «кабинетные редкости»: в галерее Finch цены на старинные черепа, маски якутских шаманов и чучела панголинов викторианской эпохи начинаются с €1,5 тыс.; там же продается резная из кости заводная игрушка начала XIX века — модель гильотины с тельцем Марии-Антуанетты, от которого отваливается голова, за €19,5 тыс., а голова из раскрашенной кожи, поеденная червями и долженствующая символизировать всяческий тлен, сделанная лучшим художником-таксидермистом Гаэтано Джулио Зумбо, перебежавшим со двора Медичи во Флоренции ко двору Людовика XIV в Париже, стоит €200 тыс. Лидером в разделе «искусства племен» (Африки, Океании и доколумбовой Америки) оказался человечек, выбитый на фрагменте медного рельефа из королевского дворца в Бенине: в галерее Didier Claes он продается за €1 млн. Еще дороже — в €2,5 млн (дороже даже мирового рекорда на листы комиксов) — оценена обложка одного из выпусков историй об отчаянном мальчишке Тинтине и его собачке, нарисованная Эрже в 1942 году (ее продает галерея Huberty Breyne). Но с русским искусством по цене на нынешней BRAFA не сравнится ничто. Плюс к обычным здесь работам Сержа Полякова, которые привозят парижские галереи, в этом году появился большой «Цирк в синем небе Парижа» Марка Шагала за €2,6 млн. Самые громкие имена и большие суммы сосредоточены в галерее Kunstberatung из Цюриха, одним из совладельцев которой является Адриан Мельников, глава московской галереи «Академия художеств», не раз украшавшей своими стендами Российский антикварный салон. На стенде галереи представлены полотна Григория Глюкмана, русского художника, жившего во Франции и США и славного своими балеринами с округлыми голыми спинами (самое дорогое полотно предлагается за €700 тыс.). Здесь же работы Николая и Святослава Рерихов, а также ранние пейзажи Василия Кандинского (по €900 тыс.) и его поздний «Красный зигзаг» (€4 млн). Самая же дорогая вещь на стенде и, наверное, на всей брюссельской ярмарке — совсем поздняя, реалистическая картина Казимира Малевича «Зимний пейзаж» 1929 года с березками и синими тенями на снегу, она предлагается за €7 млн.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+