Лидеры ярмарки BRAFA — комикс о Тинтине и искусство русских художников

В Брюсселе в 60-й раз открылась ярмарка старого, нового и современного искусства BRAFA. Как говорит президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке, «выигрышная формула ярмарки не меняется: это качество, разнообразие стилей и периодов и их эклектичное сочетание». Формула не меняется — меняются времена: если десять, даже пять лет назад BRAFA выглядела провинциальной и ни в каком смысле не могла равняться, например, с парижской Биеннале антикваров, то теперь многим галеристам и покупателям стоит задуматься, что предпочесть. Шедевров стоимостью в десятки миллионов тут не найти, однако все представленное искусство во всех разделах очень качественное, очень достойное и интересное и адекватно оцененное. Сейчас, после того как во Франции ввели налоги на богатство, многие коллекционеры и галеристы начали двигаться в сторону Бельгии. Тут крайне нежное по отношению к владельцам искусства законодательство и стариннейшие традиции коллекционирования, которые и ныне формируют внимательное отношение к тем, кто покупает искусство. Наверное, есть и другие причины, но в последние годы ярмарка заметно прибавила в статусе. В прошлом году ее посетило 55 тыс. человек, что не намного меньше числа тех, кто увидел последнюю Биеннале антикваров, шуму вокруг которой было поднято в десять раз больше. Естественным следствием оказалось появление дорогого искусства, но пока что оно не вытесняет более дешевых вариантов.

В нынешнем году в ярмарке принимает участие 126 галерей, из которых бельгийских меньше половины, остальные — из Европы и Великобритании. Тематика и эпохи и правда ничем не ограничены: тут есть африканское искусство и комиксы (два главных специалитета арт-рынка Бельгии), старые мастера и импрессионисты, древнеегипетское искусство и фарфор, ковры, книги, серебро — да все что угодно! Также широк спектр цен, причем в любом разделе. Например, модернизм: маленький пейзаж Мориса Вламинка 1913 года в галерее Lancz продается за €58 тыс., а большой натюрморт Джеймса Энсора во Francis Maere Fine Arts — за €1 млн; в галерее Barbier из Барселоны мобиль Александра Калдера стоит €1,2 млн, живопись Де Кирико — €1,65 млн.Или «кабинетные редкости»: в галерее Finch цены на старинные черепа, маски якутских шаманов и чучела панголинов викторианской эпохи начинаются с €1,5 тыс.; там же продается резная из кости заводная игрушка начала XIX века — модель гильотины с тельцем Марии-Антуанетты, от которого отваливается голова, за €19,5 тыс., а голова из раскрашенной кожи, поеденная червями и долженствующая символизировать всяческий тлен, сделанная лучшим художником-таксидермистом Гаэтано Джулио Зумбо, перебежавшим со двора Медичи во Флоренции ко двору Людовика XIV в Париже, стоит €200 тыс. Лидером в разделе «искусства племен» (Африки, Океании и доколумбовой Америки) оказался человечек, выбитый на фрагменте медного рельефа из королевского дворца в Бенине: в галерее Didier Claes он продается за €1 млн. Еще дороже — в €2,5 млн (дороже даже мирового рекорда на листы комиксов) — оценена обложка одного из выпусков историй об отчаянном мальчишке Тинтине и его собачке, нарисованная Эрже в 1942 году (ее продает галерея Huberty Breyne). Но с русским искусством по цене на нынешней BRAFA не сравнится ничто. Плюс к обычным здесь работам Сержа Полякова, которые привозят парижские галереи, в этом году появился большой «Цирк в синем небе Парижа» Марка Шагала за €2,6 млн. Самые громкие имена и большие суммы сосредоточены в галерее Kunstberatung из Цюриха, одним из совладельцев которой является Адриан Мельников, глава московской галереи «Академия художеств», не раз украшавшей своими стендами Российский антикварный салон. На стенде галереи представлены полотна Григория Глюкмана, русского художника, жившего во Франции и США и славного своими балеринами с округлыми голыми спинами (самое дорогое полотно предлагается за €700 тыс.). Здесь же работы Николая и Святослава Рерихов, а также ранние пейзажи Василия Кандинского (по €900 тыс.) и его поздний «Красный зигзаг» (€4 млн). Самая же дорогая вещь на стенде и, наверное, на всей брюссельской ярмарке — совсем поздняя, реалистическая картина Казимира Малевича «Зимний пейзаж» 1929 года с березками и синими тенями на снегу, она предлагается за €7 млн.

Самое читаемое:
1
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+