18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тинтин в стране антикваров

Jan Brueghel II - A river landscape with boats moored by a village
Jan Brueghel II - A river landscape with boats moored by a village

Старейшая ярмарка антиквариата, брюссельская BRAFA открылась для публики.

Маски из Конго, гарнитуры ар-деко, комиксы про Тинтина — 61-я BRAFA не только предлагает искусство разных эпох, но и показывает, как правильно сочетать вещи будто с разных эстетических планет. Эклектика — это главный принцип ярмарки. «Более чем когда-либо BRAFA хотела бы сохранить свой эклектизм, перемешать свои сокровища и обратить внимание на богатство этих смешений, — говорит ее президент Харольд т’Кинт де Роденбеке. — Вот почему мы против распределения стендов по секторам, которым посетитель уделяет не более часа, сосредотачиваясь лишь на тех, которые ему интересны и игнорируя остальные. А наша цель — удивить, пробудить, порадовать взгляд, доставить удовольствие посетителю».

Уже первые стенды, разместившиеся в новом просторном отсеке ярмарки, демонстрируют широту выбора. Хозяйка французской галереи Florence De Voldère, представляющей работы семейства Брейгелей, прежде чем назвать цену, долго рассказывает про гуманизм, военно-религиозные конфликты, цензуру. Как-то даже забываешь, что речь идет о XVII веке. Еще бы, она автор нескольких книг об искусстве этой эпохи, например «Одиссея и парадиз». Самая дорогая работа тут — Яна Брейгеля Младшего, €4 млн. Под миллион оценивает две работы, приписываемые Босху, авторитетная галерея De Jonckheere. Среди торговцев старыми мастерами достойно выглядит и стенд Kunstberatung Zürich, галереи, принадлежащей в том числе дилерам российского происхождения.

Соседний стенд — Phoenix Ancient Art, галерея древностей, недавно открыла подраздел «Молодые коллекционеры». Речь тут не о возрасте, а о начинающих собирателях, поэтому цены в этом разделе не превышают €20 тыс. Египетского керамического скарабея продают, например, за €8,18 тыс. В целом же галерея работает с важными памятниками, как каменная стела с условными изображениями глаз откуда-то из Месопотамии или мраморные римские бюсты за €1,2 млн. Хозяин галереи всячески отрицает даже возможность и намек на появление археологической контрабанды из разгромленных музеев Сирии и других горячих точек Ближнего Востока. «У нас все строго сертифицировано, происхождение вещей подтверждено», — утверждает он. Президент ярмарки отмечает, что именно археология в этом году представлена наиболее полно и интересно целым рядом галерей: J. Bagot, Chenel, Cybèle, Roswitha Eberwein, David Ghezelbash, Gilgamesh, Harmakhis, Mermoz — и впервые участвующей в ярмарке американской Safani Gallery Inc., одной из старейших галерей США, среди клиентов которой Метрополитен-музей.

Следуем дальше, к паре роскошных стульев известного мастера ар-деко Рульмана, по €40 тыс. за каждый на стенде парижской галереи Mathivet. Вообще ар-деко остается самым востребованным сейчас стилем обстановки — его представляют многие галереи. Благо это еще и национальное достояние Бельгии, стиль можно изучать прямо на бульварах Брюсселя по роскошным особнякам, ряд которых превращен в музеи. На ярмарке, конечно, есть и интерьеры классицизма, и жесткий — в буквальном смысле тоже, никаких подушек — французский мебельный модернизм.

Всего в ярмарке участвует 137 галерей из 17 стран. Но тон задают французы и бельгийцы: 48 — из Франции, 55 — из Бельгии.

Одни галереи строго следуют избранному стилю, времени и направлению, и даже отдельной теме. Кто-то подобрал целую экспозицию из работ, изображающих извержение Везувия, не хватает только «Последнего дня Помпеи». Картины и картиночки, служившие чем-то вроде туристических открыток из очень горячей точки, можно купить по цене от €12 до €70 тыс.

Другие исповедуют эклектичный «принцип Верворта». Антверпенский антиквар Аксель Верворт (конечно же, участвующий в ярмарке) доказал серией художественных выставок в венецианском палаццо Фортуни, что можно элегантно провести линию от самой древности до модернизма, сочетая артефакты разных эпох так, что рождается новое произведение — инсталляция, если пользоваться современной терминологией. Следить за интригой действительно может быть особым удовольствием. Приехавшая из Лондона Aktis радует комбинацией графики Ле Корбюзье, скульптур кубинца Огюстена Карденаса, дружившего с Генри Муром и очень его напоминающего (большая композиция из цельного куска дерева оценена в €250 тыс.), и китайской живописи второй половины ХХ века. Хозяйка галереи оказывается русской и рассказывает, как начали с русских эмигрантов, Парижской школы, и постепенно пришли вот к таким историям.

Еще один стенд привлекает внимание гигантскими фигурами цапель. Как выясняется, это парковая скульптура, принадлежавшая семье владельцев производства апероля. Их разнообразная коллекция вскорости станет основой нового музея таксидермии в Париже. Подборку анималистических скульптур другой галерист, P.Heim, оживил, повесив огромный холст под названием «В цирке» одного из местных реалистов XIX века (около €30 тыс.): мама с дочкой с ужасом наблюдают за кормлением львов сырым мясом. «Вы понимаете, эта вещь отлично будет смотреться в гостиной, так как она предназначена и для мужчин, и для женщин, что редко можно найти. Посмотрите: левая сторона со львом — мужская, правая — женская», — говорит продавец.

Для тех, кто ищет не курьезы для гостиной, а инвестиционные вещи, тут тоже есть на что положить глаз. Самые дорогие художники — в галерее Stern Pissaro. Ну и что, что ни Клода Моне, ни Поля Гогена невозможно узнать в банальных пейзажах, — одни имена чего стоят! Моне — €6,8 млн, ранний Гоген — €3 млн. На другом стенде — под стеклянным колпаком женский бюст работы Джакометти, отливка сделана уже после смерти самого дорогого скульптора, в 1980-м, и на рекорд, конечно, не потянет, но имя само по себе впечатляет.

Среди самых дорогих — и местный герой сюрреалист Поль Дельво, его большая картина оценена в €3,5 млн. И конечно же, Рене Магритт, чей музей не так давно открыт в Брюсселе. И наконец, невероятно популярный в Бельгии благодаря своему герою Тинтину автор комиксов Эрже. Специализирующаяся на комиксах (речь идет об оригиналах, а не о тираже) галерея Huberty&Breyne Gallery представила два листа из раннего, дотинтинова творчества Эрже по цене, приближающейся к миллиону. И это для комиксов не предел! Рекорд Эрже составляет €2,5 млн. А бронзовое изваяние его героя Тинтина предлагают аж за €250 тыс.

Галеристы двигают и местных экспрессионистов, и пейзажную школу, но пока что на мировой сцене их явно бьют современные бельгийские звезды, как знаменитый Ян Фабр или не столь знаменитый Панамаренко с фантастическими летательными аппаратами. Мимо ярко-алого стенда галереи G.Pieters с последней инсталляцией Фабра Sacrum пройти невозможно. Первое впечатление — это барочный декор из какой-то гентской церкви. Пылающие сердца из каррарского мрамора очень искусно имитируют старинные формы, оставаясь весьма современным и ироничным высказыванием. Не зря выставку Фабра планирует показать этой осенью Эрмитаж.

Именно это сочетание старого и современного делает ярмарку BRAFA привлекательной для коллекционеров. В чем можно было убедиться на эффектном гала-ужине в честь ее открытия, когда покупатели вместе с продавцами расположились за столами со свечами прямо под картинами и скульптурами, как будто став героями жизнерадостной сценки из фламандской живописи.

Ярмарка открыта до 31 января.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+