В Брюссель за искусством

В Брюсселе открывается новый музей ADAM (Art & Design Atomium Museum), расположенный при «Атомиуме», здании-скульптуре, ставшем символом столицы Бельгии после Всемирной выставки 1958 года. В постоянной экспозиции музея — несколько тысяч дизайн-объектов и произведений искусства из пластика. А месяц спустя, 23 января, в Брюсселе пройдет ярмарка BRAFA — праздник для коллекционеров и одно из главных светских событий года: открытие по традиции посещает сама королева.


Официально Брюссель — столица объединенной Европы. Неформально — одна из важнейших точек на ее культурной карте. Здесь и музеи мирового уровня, и изысканная архитектура модерна, и насыщенная программа арт-событий на весь год. Главное — знать места и зорко смотреть по сторонам: многие «экспонаты» города-музея разместились прямо под открытым небом.

Ориентиры

В Брюсселе, как в Москве, есть свое Бульварное кольцо, но вместо Красной площади — окруженная яркими средневековыми зданиями площадь Гран-пляс. Каждый четный год в августе ее накрывают цветочным ковром из бегоний, на этих растениях бельгийцы помешаны почти как голландцы на своих тюльпанах. Вокруг нее — множество заведений, предлагающих невзыскательным туристам пиво, вафли, мидии, шоколад и прочие радости для измученного импортозамещением организма.

Что до пищи духовной, то за ней нужно отправляться на «Гору искусств». Концентрация арт-институций на квадратный метр тут максимальна. Даже уличная скульптура здесь держит марку: вместо писающих мальчиков, девочек и собачек — Ухо-вихрь Александра Колдера. Главные точки притяжения — Королевские музеи и арт-центр BOZAR.

«Гора искусств» плавно переходит в Саблон — квартал антикварных галерей. Столпы рынка, фирмы с историей и репутацией расположились вокруг площади Гран-Саблон. Здесь же по выходным (в субботу с 8 до 18 часов и в воскресенье с 9 до 14 часов) собираются торговцы старинными вещами и книгами, это самый известный и респектабельный антикварный рынок в городе.

В соседнем квартале Маролль цены демократичнее, а набор предметов — разношерстнее. Галереи больше похожи на лавки старьевщиков, а броканты подозрительно смахивают на барахолки. В сердце квартала, на площади Жё-де-Балль, торговля кипит ежедневно: по будням и субботам с 6 до 14 часов, а по воскресеньям до 15 часов здесь работает блошиный рынок. Заблудиться в Маролль невозможно, да и гулять в поисках неведомых шедевров нужно строго по прямой: «лавки древностей» расположились вдоль параллельных улиц От и Бла.

На стеклянном лифте из Маролль можно подняться к неоклассическому Дворцу правосудия. Здесь начинается дорогой и чинный квартал Иксель — средоточие галерей современного искусства. Смотреть тут нужно не только на витрины, но и на фасады: весь район вокруг авеню Луиз застроен дивными зданиями в стиле модерн.

А в модном квартале Сант-Катрин можно потратить уцелевшую после забега по арт-ярмаркам и галереям евровалюту на наряды от эксцентричных бельгийских дизайнеров, основные бутики расположены вдоль улицы Дансар. Немного на отшибе — территория бывшей Всемирной выставки со знаменитым «Атомиумом» и здание бывшей почтовой службы Брюсселя Tour&Taxis, где проходят ярмарки BRAFA и Art Brussels.

Места силы

По своей многослойности культурный ландшафт Брюсселя сравним с брюссельской капустой. Золотой век фламандской живописи, расцвет модерна, безумные бездны сюрреализма, повальное увлечение комиксами и даже беззастенчивый грабеж африканских колоний — каждому этапу большого пути посвящен особый музей, а чаще несколько.

Королевские музеи — храм искусств, где можно провести весь день: для начала увидеть в Музее старых мастеров шедевры Босха, Брейгеля, Рубенса, Ван Дейка, затем погрузиться в мир бельгийского модерна в Музее конца века и, наконец, пробраться по подземному ходу в Музей Магритта с его самой большой в мире коллекцией полотен сюрреалиста.

Музей Пятидесятилетия (в парке Санкантенер) славится уникальной коллекцией археологических находок, античной скульптуры, европейского декоративно-прикладного искусства и наследия «неевропейских цивилизаций» — от древних китайцев до майя.

Музей музыкальных инструментов (MIM), занимающий два здания — одно неоклассическое, другое в стиле модерн, — обладает уникальной коллекцией, включающей старинные музыкальные автоматы и прочие диковины. Бонус — ресторан на крыше с панорамным видом на город.

В эффектном здании времен расцвета бельгийского ар-нуво, творении архитектора Виктора Орта, разместился Музей комиксов. Коллекция его так велика, что, кажется, выплескивается прямо на улицы: брандмауэры многих брюссельских домов украшены сценками из любимых горожанами рисованных «сериалов».

Осторожно, модерн!

Жилыми домами в стиле ар-нуво и ар-деко в Брюсселе застроены целые кварталы: Иксель, Сен-Жиль, Скарбек... В начале века архитекторы и их заказчики-буржуа так стремились перещеголять друг друга в изяществе отделки фасадов, что теперь эта часть города — гигантский архитектурный музей. Например, дом-музей Виктора Орта, мэтра ар-нуво, застроившего зданиями в этом стиле пол-Брюсселя.

Ценителям ар-деко стоит посетить окруженный садом дом-музей ван Бюренов — четы коллекционеров, собиравших все, от Брейгеля до Тулуз-Лотрека, и виллу Ампан, ныне превращенную частным фондом Boghossian в центр современного искусства.

В Музее Икселя — отличная коллекция бельгийского искусства XIX — начала ХХ века, в том числе живописи модерна; впрочем, есть тут и актуальное искусство, и старые мастера (в Брюсселе без пары-тройки Брейгелей не обходится ни один уважающий себя музей).

В ногу со временем

Музея современного искусства в Брюсселе нет, хотя мэр города клянется открыть его в 2017 году в бывшем здании завода Citroёn. Пока же пробел восполняют многочисленные частные фонды, арт-центры и галереи. Самая известная площадка для временных экспозиций — BOZAR на «Горе искусств», именно там проходит большинство привозных выставок-блокбастеров.

Есть в Брюсселе и свой «Винзавод» — бывшая пивоварня, а ныне арт-центр Wiels с выставочной площадкой и арт-резиденцией.

В арт-центре La Maison Particulière проходят сменные выставки произведений из частных собраний — площадка нарасхват у коллекционеров, которые хотят похвастать своими сокровищами, но не желают пускать домой посторонних. Интересные экспозиции можно увидеть в топовых галереях Xavier Hufkens, Aeroplastics, Albert Baronian, Rodolph Janssens, Keitelman.

Недавно в модную выставочную площадку превратился архитектурный памятник 1877 года — первый в Европе роллердром. Теперь это арт-центр La Patinoire Royale, институция с большими амбициями. В конце 2015 года здесь открывается масштабная выставка кинетического искусства Let’s Move.

Банк ING уже 30 лет устраивает выставки в собственном культурном центре. А в начале 2016 года на радость брюссельским хипстерам откроется новое пространство с интригующим названием Millennium Iconoclast Museum of Art, там будут выставлять «искусство эпохи Интернета» с уклоном в стрит-арт, перформанс, дизайн и электронную музыку. Одиннадцатого декабря свои двери распахнет музей ADAM (Art & Design Atomium Museum, на площади Бельгии) — еще один любопытный музей при «Атомиуме», здании-скульптуре, ставшем символом Брюсселя после Всемирной выставки 1958 года. Места для экспозиций станет больше, а главное, появится постоянная коллекция — несколько тысяч дизайн-объектов и произведений искусства из пластика, подаренных городу собирателем-энтузиастом Филиппом Деселлем.

Самые интересные открытия поджидают не в крупных музеях, а в нераскрученных местах, куда не ступала нога туриста. В некоторые из них вход свободный, например в бывшую студию скульптора Менье, которым восхищался сам Роден, или в дом-музей Магритта, где художник написал большую часть своих картин. А чтобы осмотреть фрески Магритта и Дельво в конгресс-центре Square, роскошные коллекции банка Belfius или строительного магната Ванарентcа (Vanhaerents Art Collection, первые имена в современном искусстве), нужно записаться заранее. Пугаться этой процедуры не стоит, заполнить форму на сайте — дело нескольких минут. Если времени мало, можно позвонить в институцию или доверить эту миссию гостиничному консьержу.

Что, где, когда?

Ярмарки и фестивали искусств в Брюсселе сменяют друг друга в режиме нон-стоп. Самые интересные привлекают участников и посетителей со всего мира.

Фестиваль Europalia (6 октября — 31 января) проводится раз в два года и каждый раз посвящен культуре той или иной страны. Избранная держава демонстрирует в Брюсселе свои достижения по части современного искусства, театра, музыки, танца и гастрономии. В этом году героиней стала Турция. Главная площадка — центр BOZAR.

Ярмарка искусства BRAFA (23–31 января, Tour&Taxis) — праздник для коллекционеров и одно из главных светских событий года: открытие по традиции посещает сама королева. В этом году число галерей-участниц достигло 137 — рекорд. Как водится, преобладают бельгийцы и французы, но есть участники из Японии и даже из России. Специализация у ярмарки широкая, при желании тут можно найти все, от археологических находок до современного искусства. Отлично представлены антикварная мебель, живопись старых мастеров, модернизм XX века и «примитивное» искусство народов Африки, Азии и Америки. Ярмарку любят декораторы: цены здесь не запредельные, как, например, на TEFAF в голландском Маастрихте, многие объекты не относятся к разряду музейных редкостей, зато вполне способны украсить интерьер.

Art TrucTroc & Design (5–7 февраля, BOZAR) — необычная ярмарка для самых экономных. Деньги здесь вообще не в ходу, бал правит бартер! Произведения искусства можно обменять на вещи или услуги. Валютой служат бумажки-стикеры, на которых посетители пишут свои предложения. Участвуют 300 художников, нововведение этого года — секция дизайна.

Affordable Art (26–29 февраля, Tour&Taxis) — это еще одна «экономичная» ярмарка, диапазон цен здесь — от €60 до €6 тыс. «Малобюджетное» искусство галеристы везут со всей Европы, а еще из Азии и Америки. Есть сектор молодых талантов, где, если повезет, можно «открыть» будущую звезду.

Art Brussels (21–24 апреля, Tour&Taxis) — крупная ярмарка современного искусства, логично разделенная на три секции: Discovery (молодые художники), Prime (знаменитости) и Rediscovery (незаслуженно забытые или малоизвестные имена в искусстве 1917–1987 годов). Кстати, в конце апреля происходит еще одно яркое событие: для публики на две недели открывают знаменитые Королевские оранжереи.

В первой половине июня в квартале Саблон проходят сразу три ярмарки: BAAF (наследие античности), AAB (азиатское искусство), BRUNEAF (искусство Африки и Океании). Формат ярмарок под стать сезону: единой площадки нет, участники выставляют свой товар прямо в галереях (многие местные антиквары на это время освобождают часть своего пространства и пускают «на постой» иногородних коллег) или в съемных помещениях на первых этажах домов. Осмотр ярмарки напоминает квест — запасаетесь картой и удобной обувью и вперед, за сокровищами!

Фестиваль Design September (сентябрь) — праздник, охватывающий весь город: выставки в галереях и шоу-румах, дни открытых дверей в студиях дизайнеров и архитекторов, мастер-классы местных и приезжих звезд. Программа настолько насыщенна, что с трудом умещается в отведенные фестивалю три недели.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+