18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина

Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.  Фото: Государственный музей Востока
Из альбом театральных гравюр художников школы Утагава. Япония. Вторая половина XIX в.
Фото: Государственный музей Востока
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров

Выставки на похожие темы идут косяком — это известная особенность ноосферы. За блокбастером доковидной эры «Щукин. Биография коллекции» (Эрмитаж — ГМИИ — Фонд Louis Vuitton), где были собраны произведения, купленные Сергеем Щукиным и его тремя братьями-коллекционерами, последовали проекты с более прицельной фокусировкой на личности отдельных братьев. Две такие выставки откроются в этом году: Пушкинский музей продолжит исследовать фигуру знаменитого Сергея («Неизвестный Щукин», ноябрь 2024), а вот Музей Востока решил подробно рассказать о его старшем брате Петре, любившем, как нетрудно догадаться, восточное искусство.

Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.  Фото: Государственный музей Востока
Фрагмент ткани, кемха. Турция. Середина XVII в.
Фото: Государственный музей Востока

Собрание Петра Ивановича сегодня рассредоточено между Историческим музеем, Государственной исторической библиотекой и Музеем Востока — именно из этих трех институций кураторы и собрали экспозицию. В первую очередь это текстиль (в династии купцов Щукиных в этом материале разбирались хорошо). Петр приобретал ковры, костюмы, бархаты и шелка. Как рассказывает куратор выставки Софья Чертихина, он любил ткани до такой степени, что сам научился ткать бархат. «В 1910 году в Мюнхене открылась выставка „Шедевры мусульманского искусства“. Это был гигантский проект с монаршим покровительством, который перевернул представления европейцев об исламском искусстве. Были выставлены предметы из государственных и королевских коллекций, а также вещи, предоставленные частными коллекционерами. Из России пригласили всего несколько участников. Одним из них был Петр Щукин, репутация собрания которого уже дошла до Европы. Он привез на выставку именно ткани», — уточняет Чертихина.

На выставку в Музее Востока удалось собрать более 200 предметов. Помимо тканей, это миниатюры — раджпутские и персидские, могольские (из ранней рукописи «Бабур-наме», которую по условиям хранения достают очень редко). Предметы мебели, изделия из металла и камня, которые попали в Россию из Ирана, Османской империи, Индии, Китая и Японии, показывают жадный интерес Петра Щукина к красоте. Отдельно ему было любопытно, как восточное искусство повлияло на русское. Эта тема проиллюстрирована православным церковным облачением, сшитым из восточных тканей. «Я подозреваю, что именно с таких фелоней и началось его увлечение этой темой», — говорит куратор выставки Полина Коротчикова.

Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в. Фото: Государственный музей Востока
Миниатюра из рукописи Бабур-наме. Северная Индия. XVI в.
Фото: Государственный музей Востока

По ее словам, экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, по документам восстанавливавших принадлежность экспонатов к коллекции Щукина. Работая над выставкой, Коротчикова лучше поняла его характер как коллекционера. «Он, очевидно, был абсолютный прикладник, „вещевик“, он шел от технологических характеристик предметов. Например, ткани он явно подбирал по разным типам плетения, очень хорошо видел подобные нюансы. Таким же путем он пришел к собранию эмалей и миниатюр — не по национальным школам, а по технологиям. Очень любопытный подход».

Государственный музей Востока
«Восточный музей Петра Щукина»
До 17 ноября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+