18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар

Принадлежавшая Уинстону Черчиллю картина «Мост Чаринг-Кросс» до реставрации.  Фото: National Trust
Принадлежавшая Уинстону Черчиллю картина «Мост Чаринг-Кросс» до реставрации.
Фото: National Trust
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья

Одну из картин Клода Моне с видом на мост Чаринг-Кросс, некогда принадлежавшую Уинстону Черчиллю, известному своим пристрастием к курению сигар, отреставрировал Национальный фонд, в собственности которого находится Чартвелл, поместье политика в графстве Кент. Теперь ее можно увидеть на выставке «Моне и Лондон. Виды Темзы» (до 19 января) в Галерее Курто, объединившей 21 городской пейзаж Лондона кисти прославленного импрессиониста.

Черчилль, проживший в Чартвелле четыре десятилетия, обычно выкуривал по десять больших кубинских сигар в день, а небольшая комнатка при его кабинете служила хранилищем почти 4 тыс. сигар. «Мост Чаринг-Кросс» он повесил в гостиной. Картина попала к нему в 1949 году — это был подарок американского литературного агента Эмери Ривза. Зная, что Моне — любимый художник его высокопоставленного клиента, он посвятил несколько месяцев поискам полотна (об этом Ривз сам рассказал в письме Черчиллю). В то время политик, к слову, возглавлял оппозицию в парламенте: он проиграл свое кресло лидеру лейбористов Клементу Эттли в 1945-м и вернулся на должность премьер-министра лишь в 1951 году.

Черчилль, сам художник-любитель, наверняка пришел в восторг. Еще в 1935 году он написал копию морского пейзажа Моне с видом нормандского побережья; позднее, в книге 1948 года «Живопись как времяпрепровождение», он выделил работы Моне и трех других французских художников и написал, что они парят «в искрящемся воздухе».

В наши дни такой подарок потребовалось бы задекларировать в Реестре финансовых интересов членов парламента (и этот факт, вне всяких сомнений, вызвал бы бурю возмущения в прессе), но в те времена подобные вещи считались личным делом. При жизни Черчилля о том, что у него в собственности есть Моне, знали только близкие к нему люди, и этот факт даже не отражен в исчерпывающем каталоге-резоне художника 1985 года, подготовленном Даниелем Вильденштайном.

После смерти Черчилля в 1965 году поместье Чартвелл со всем его содержимым перешло в собственность Национального фонда. Картина Моне так и осталась висеть на той же самой стене — до выставки в Галерее Курто она ни разу не покидала поместье. И вот наконец полотно попало к реставратору из Национального фонда Ребекке Хеллен. Она отметила значительное «накопление грязи на поверхности», чему способствовало не только осаждение копоти от камина, но и активное курение в помещении, где висело произведение искусства.

Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Фото: National Trust
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля.
Фото: National Trust

Хотя Моне датировал пейзаж 1902 годом, на самом деле он начал работу над ним во время поездки в Лондон либо осенью 1899-го, либо в начале 1900 года. Он писал его в отеле Savoy, стоя на одном из балконов верхнего этажа, откуда открывался вид на мост 1864 года постройки и здание Парламента (Вестминстерский дворец) за ним. Кроме того, оказалось, что последние правки художник внес уже в 1923 году, в мастерской в Живерни, прямо перед продажей картины одному парижскому дилеру (после этого она несколько раз переходила из рук в руки, прежде чем попала к Черчиллю). Моне пленила, как он выразился в письме жене, Алисе Ошеде, «столь необыкновенная желтая дымка» над Лондоном (эти необычные свойства тумана были обусловлены содержащими серу выбросами, которые образуются при сжигании угля), и в 1923 году он решил добавить еще больше желтых мазков на водяную рябь и некоторые участки неба. По мере накопления грязи и потемнения лака эти желтые мазки стали гораздо менее заметны.

Хеллен поставила перед собой задачу вернуть поверхность картины в то состояние, в котором ее оставил Моне к моменту продажи. Она решила не ретушировать незначительные утраты красочного слоя.

Французскую позолоченную раму начала ХХ века тоже отреставрировали. По всей вероятности, ее добавил дилер, который приобрел картину у Моне. В те времена подобные рамы были в моде, так что это свидетельствует об укреплении позиций художника на рынке искусства.

Документов с информацией о том, сколько Ривз заплатил за «Мост Чаринг-Кросс», не сохранилось, но в 2022 году два других вида Лондона кисти Моне ушли на Christie’s за $65 млн и $76 млн: «Мост Ватерлоо. Солнце в тумане» (1903), который сейчас находится в частной коллекции, и «Парламент. Закат» (1903), теперь принадлежащий Хассо Платтнеру и находящийся во временном пользовании в Музее Барберини в Потсдаме. Обе работы также привезли на выставку в Галерею Курто. 

Самое читаемое:
1
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
2
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
3
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
4
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
5
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+