18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву

Франс Снейдерс. «Натюрморт с лебедем». 1640-е.  Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Франс Снейдерс. «Натюрморт с лебедем». 1640-е.
Фото: ГМИИ им. А. С. Пушкина
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Названия выставок в Москве и Петербурге не совпадают, и это неспроста. Выставка в Пушкинском музее сильно отличается от эрмитажной. В Северной столице показывали всю роскошь фламандского барокко, его «искусство жить» — создали своего рода театральную постановку, пригласив для оформления выставки опытных театральных художников.

«Выставка в Эрмитаже именно что „производит впечатление“ своим блеском, — рассказал нашему изданию куратор московского проекта, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина Вадим Садков. — Но блеск очень часто подавляет качество самой живописи. Наша выставка вышла более академической».

Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Как и в Эрмитаже, в Пушкинском рассказывается о поджанрах натюрморта и их развитии. Поджанров было много («завтрак», «ваза с цветами», «охотничьи трофеи», «трапеза при свечах», «ванитас»), а вот единого жанра как такового в мировоззрении художников и заказчиков той эпохи еще не существовало. Слово «натюрморт», кстати, появится только в XVIII веке во Франции. Так что выставка рассказывает об этой дробности восприятия.

Другая стержневая тема выставки — это, конечно, фигура Франса Снейдерса. Достижение кураторов: в российской частной коллекции обнаружился образец его раннего творчества — «Натюрморт с устрицами и куропатками» из собрания казанского Международного института культурного наследия.

Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина

В Москву не приехал знаменитый цикл «Лавки», украшающий постоянную экспозицию Эрмитажа. «Лавки» вообще чуть было не стали камнем преткновения в начале работы над проектом. «Идея сделать экспозицию про фламандский натюрморт и Снейдерса была моей, — рассказывает Вадим Садков. — Когда я изложил ее директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и петербургским коллегам, они ответили, что „Лавки“ снять невозможно, — а как же делать экспозицию без них?»

Тогда московский куратор напомнил о том, как Лувр сделал выставку Леонардо да Винчи без «Моны Лизы» и это только пошло на пользу делу. «Лавки» — великолепный цикл, однако зрителю ничего принципиально нового они не дадут, зай­мут много места и подавят все остальное. «Впрочем, из Эрмитажа к нам приехало несколько аналогичных картин Снейдерса, которые в полной мере демонстрируют его мастерство как живописца», — поясняет куратор.

Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Фигура Снейдерса обрамлена его предшественниками, современниками и последователями. Подробно разработана тема раннего фламандского натюрморта (до середины 1610-х), которая долгое время оставалась малоизученной. Вообще, по словам Садкова, это первый в России глобальный проект, исследующий тему Снейдерса и фламандского натюрморта.

«Еще отличие нашей выставки от Эрмитажа: мы пригласили к участию представительную группу региональных музеев и гораздо большее число частных коллекционеров. Это позволило заполнить много лакун», — уточняет куратор. Например, были добавлены произведения Яна Брейгеля Бархатного, основоположника жанра роскошных флоральных композиций. В государственных собраниях он отсутствует, однако этот мастер крайне важен для истории фламандского, да и всего европейского, натюрморта.

Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.  Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина
Выставочный проект «Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» в ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Фото: Антон Баклыков/ГМИИ им. А. С. Пушкина

Третий сюжет выставки — история русского коллекционирования фламандского натюрморта. Начало ей положила Елизавета Петровна (у императоров до нее попросту не было дворцов с достаточно большой площадью стен — а фламандцы писали на холстах внушительных размеров). Впоследствии практически каждая богатая аристократическая семья России старалась украсить свой дворец фламандцами.

К выставке подготовлен научный каталог, включающий четыре статьи. Одна из них, написанная Натальей Грицай, посвящена «Лавкам», которые присутствуют в проекте хотя бы таким способом. 

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века. Картины и рисунки из музеев и частных собраний России»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+