18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле

№69
Материал из газеты

В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму

Сразу нужно сказать: на этот раз никаких сенсационных открытий не случилось. Вот три года назад, когда в результате исследований «Черного квадрата» удалось расшифровать три слова, написанных карандашом поверх красочного слоя белил, как «битва негров» и «ночью», — вот тогда, да, на публику обрушилась лавина статей. 

Новое, только что закончившееся, исследование двух «Черных квадратов» Малевича, находящихся в Государственной Третьяковской галерее (первый вариант 1915 года и авторское повторение 1929-го), — часть плановой работы отдела комплексных исследований по изучению коллекции и созданию так называемого банка эталонов, содержащего максимально полные сведения о произведениях музейного фонда. Заведующий отделом Юлиан Халтурин считает, что Третьяковка здесь работает на уровне ведущих европейских музеев. Он подчеркивает, что новые направления: использование современных технологий, крупные исследовательские проекты, создание по их результатам базы данных — вошли в практику отдела в последние годы.

Но «Черный квадрат», самое знаменитое в мире произведение русского искусства, и в этих исследованиях стал лидером и пионером. В результате сотрудничества музея и испанской организации Factum Arte Foundation for Digital Technology in Conservation создан уникальный продукт — цифровое факсимиле картины. В нем соединены четыре слоя изображения всей живописной поверхности полотна: цветная съемка в высоком разрешении, сканирование поверхности в формате 3D, рентгенограмма и съемка в отраженных инфракрасных лучах. Все слои можно просматривать и по отдельности, и комбинируя их друг с другом. Что позволяет наилучшим из доступных сегодня способов следить за сохранностью картины, детально отмечая все изменения в ней.

Цифровое факсимиле создано для двух «Квадратов», но в пристальном наблюдении, естественно, больше нуждается первый вариант. Он старше и написан, как выяснили ранее, по уже существовавшей супрематической композиции.

С предложением провести 3D-сканирование в музей обратился основатель Factum Arte Foundation Адам Лоу. Его фонд — некоммерческая организация, он занимается цифровой записью объектов культурного наследия, сотрудничал со многими музейными и художественными институциями. На вопрос, почему его заинтересовала именно «икона супрематизма», Лоу ответил так: «„Черный квадрат“ много лет вызывает у меня живой интерес. В 2001 году я написал текст „Видеть мир в квадрате черного“ для выставки Iconoclash в Центре искусства и медиатехнологий в Карлс­руэ. Это было размышление об иконоборческой или иконолюбческой природе картины. „Черный квадрат“ 1915 года — энигматичное произведение, по поверхности которого сейчас идут кракелюры, обнажая то, что написано под ней. Они и возникли в результате того, что нижний слой не полностью высох». 

«В марте этого года Factum Arte отправила команду для сканирования и „Черного квадрата“ 1915 года, и копии 1929-го, — продолжает Лоу. — Сканирование составили трехмерная запись поверхности с помощью лазерного сканера Lucida и фотография, смонтированная из отдельных фрагментов высокого разрешения. Эти два файла содержат данные о топографии поверхности картины и ее цвете и могут быть идеально совмещены и дополнены рентгеновскими снимками, снимками инфракрасного спектра и другими многоспектральными данными».

В Третьяковской галерее сделали полную рентгенограмму всей поверхности картины. Она собиралась по фрагментам, потом они механически «сшивались». Так же тщательно и поэтапно была произведена инфракрасная съемка. В результате получился уникальный цифровой продукт, позволяющий проводить глубокие, ранее невозможные исследования физического состояния «Черного квадрата». Появились новые возможности для изучения и понимания процесса его создания, шаг за шагом скрупулезно расшифровывая изображения, скрытые видимым слоем черной краски. 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+