Черный квадрат в красном углу

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Приблизительную реконструкцию выставки, на которой был впервые показан «Черный квадрат», готовит Фонд Бейелера в Базеле. Свою лучшую живопись отдали на нее российские музеи и коллекции со всего мира

«Черный квадрат» К.Малевича на выставке в Художественном бюро Н.Добычиной Петроград. Декабрь 1915 – январь 1916
«Черный квадрат» К.Малевича на выставке в Художественном бюро Н.Добычиной Петроград. Декабрь 1915 – январь 1916

В год юбилея Черного квадрата Фонд Бейелера в Базеле создаст приблизительную реконструкцию (точная невозможна из-за малой сохранности и приблизительности документальных свидетельств) Последней футуристической выставки картин «0,10», которая проходила в Петрограде зимой 1915–1916 годов. Она знаменовала собой переход от кубизма и футуризма к супрематизму и конструктивизму, и именно там Казимир Малевич впервые представил свой Черный квадрат, повесив его в «красный угол», где по традиции располагались иконы. Именно после этой выставки картина обрела широкую известность. Кроме самого Малевича, в 0,10 участвовали еще 14 художников, работы которых также покажут в Базеле. Курировать В поисках «0,10» приглашен Мэтью Дратт, делавший выставку Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Выставка (4 октября — 10 января) обещает быть уникальной: произведения из своих собраний предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, российские региональные музеи, Центр Помпиду, Стеделейк-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке и другие институции. Некоторые экспонаты в Базель прибудут прямиком с масштабной выставки От Шагала до Малевича: революция авангарда, проходившей в залах Forum Grimaldi в Монако.
Практически одновременно с Фондом Бейелера Витебский областной краеведческий музей откроет посвященную 100-летию Черного квадрата выставку современных художников, испытавших влияние Малевича. Впрочем, основные мероприятия, приуроченные к памятной дате, уже прошли, и для большинства из них организаторы выбрали формат показа работ современных художников, так или иначе вдохновленных Малевичем. Отмечать юбилей знакового для русского искусства произведения начали еще в марте 2014 года: Союз архитекторов России представил проект Я Малевич, который объединил художников, разделяющих синтетический подход к искусству, близкий футуристам. Непосредственно в год юбилея первая выставка состоялась на родине художника — в Киеве, где был реализован посвященный знаменитому квадрату проект Гебломерос художников Антона Логова и Андрея Дудченко, открывшийся в феврале в «Я-галерее». В апреле в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске состоялась выставка Квадратура, где было показано около 200 работ в различных медиа, вдохновленных творчеством мастера. В мае Государственный музей современного искусства в Салониках показал более 100 картин и различных архивных материалов, связанных с самим Малевичем и с его учениками, из коллекции собирателя авангардного искусства Георгия Костаки, которая является основой собрания музея. Третьяковская галерея в рамках акции Ночь в музее в мае провела спецпроект Ночь в квадрате, в ходе которого художницы Галя Солодовникова и Александра Лерой интерпретировали наследие Малевича, а в здании галереи на Крымском Валу проходили бесплатные экскурсии, посвященные российскому искусству XX века, а также образовательное ток-шоу Беседы о «Черном квадрате» кураторов Елены Гонсалес и Вадима Кругликова. Московские галереи «ГРАУНД Ходынка» и «ГРАУНД Песчаная» в июле открыли проект Черное в квадрате: Малевич. Наука. Искусство, где показали работы голландских, белорусских и бельгийских художников на стыке науки и искусства, созданные под влиянием эстетических, философских и социальных идей Малевича.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+