18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Черный квадрат в красном углу

№37
Материал из газеты

Приблизительную реконструкцию выставки, на которой был впервые показан «Черный квадрат», готовит Фонд Бейелера в Базеле. Свою лучшую живопись отдали на нее российские музеи и коллекции со всего мира

В год юбилея Черного квадрата Фонд Бейелера в Базеле создаст приблизительную реконструкцию (точная невозможна из-за малой сохранности и приблизительности документальных свидетельств) Последней футуристической выставки картин «0,10», которая проходила в Петрограде зимой 1915–1916 годов. Она знаменовала собой переход от кубизма и футуризма к супрематизму и конструктивизму, и именно там Казимир Малевич впервые представил свой Черный квадрат, повесив его в «красный угол», где по традиции располагались иконы. Именно после этой выставки картина обрела широкую известность. Кроме самого Малевича, в 0,10 участвовали еще 14 художников, работы которых также покажут в Базеле. Курировать В поисках «0,10» приглашен Мэтью Дратт, делавший выставку Малевича в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Выставка (4 октября — 10 января) обещает быть уникальной: произведения из своих собраний предоставили Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, российские региональные музеи, Центр Помпиду, Стеделейк-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке и другие институции. Некоторые экспонаты в Базель прибудут прямиком с масштабной выставки От Шагала до Малевича: революция авангарда, проходившей в залах Forum Grimaldi в Монако.
Практически одновременно с Фондом Бейелера Витебский областной краеведческий музей откроет посвященную 100-летию Черного квадрата выставку современных художников, испытавших влияние Малевича. Впрочем, основные мероприятия, приуроченные к памятной дате, уже прошли, и для большинства из них организаторы выбрали формат показа работ современных художников, так или иначе вдохновленных Малевичем. Отмечать юбилей знакового для русского искусства произведения начали еще в марте 2014 года: Союз архитекторов России представил проект Я Малевич, который объединил художников, разделяющих синтетический подход к искусству, близкий футуристам. Непосредственно в год юбилея первая выставка состоялась на родине художника — в Киеве, где был реализован посвященный знаменитому квадрату проект Гебломерос художников Антона Логова и Андрея Дудченко, открывшийся в феврале в «Я-галерее». В апреле в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых в Смоленске состоялась выставка Квадратура, где было показано около 200 работ в различных медиа, вдохновленных творчеством мастера. В мае Государственный музей современного искусства в Салониках показал более 100 картин и различных архивных материалов, связанных с самим Малевичем и с его учениками, из коллекции собирателя авангардного искусства Георгия Костаки, которая является основой собрания музея. Третьяковская галерея в рамках акции Ночь в музее в мае провела спецпроект Ночь в квадрате, в ходе которого художницы Галя Солодовникова и Александра Лерой интерпретировали наследие Малевича, а в здании галереи на Крымском Валу проходили бесплатные экскурсии, посвященные российскому искусству XX века, а также образовательное ток-шоу Беседы о «Черном квадрате» кураторов Елены Гонсалес и Вадима Кругликова. Московские галереи «ГРАУНД Ходынка» и «ГРАУНД Песчаная» в июле открыли проект Черное в квадрате: Малевич. Наука. Искусство, где показали работы голландских, белорусских и бельгийских художников на стыке науки и искусства, созданные под влиянием эстетических, философских и социальных идей Малевича.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+