18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

«Черный квадрат» получил цифровое факсимиле

№69
Материал из газеты

В Третьяковской галерее картину Казимира Малевича исследовали по новейшей технологии: сканировали поверхность в формате 3D и сделали полную рентгенограмму

Сразу нужно сказать: на этот раз никаких сенсационных открытий не случилось. Вот три года назад, когда в результате исследований «Черного квадрата» удалось расшифровать три слова, написанных карандашом поверх красочного слоя белил, как «битва негров» и «ночью», — вот тогда, да, на публику обрушилась лавина статей. 

Новое, только что закончившееся, исследование двух «Черных квадратов» Малевича, находящихся в Государственной Третьяковской галерее (первый вариант 1915 года и авторское повторение 1929-го), — часть плановой работы отдела комплексных исследований по изучению коллекции и созданию так называемого банка эталонов, содержащего максимально полные сведения о произведениях музейного фонда. Заведующий отделом Юлиан Халтурин считает, что Третьяковка здесь работает на уровне ведущих европейских музеев. Он подчеркивает, что новые направления: использование современных технологий, крупные исследовательские проекты, создание по их результатам базы данных — вошли в практику отдела в последние годы.

Но «Черный квадрат», самое знаменитое в мире произведение русского искусства, и в этих исследованиях стал лидером и пионером. В результате сотрудничества музея и испанской организации Factum Arte Foundation for Digital Technology in Conservation создан уникальный продукт — цифровое факсимиле картины. В нем соединены четыре слоя изображения всей живописной поверхности полотна: цветная съемка в высоком разрешении, сканирование поверхности в формате 3D, рентгенограмма и съемка в отраженных инфракрасных лучах. Все слои можно просматривать и по отдельности, и комбинируя их друг с другом. Что позволяет наилучшим из доступных сегодня способов следить за сохранностью картины, детально отмечая все изменения в ней.

Цифровое факсимиле создано для двух «Квадратов», но в пристальном наблюдении, естественно, больше нуждается первый вариант. Он старше и написан, как выяснили ранее, по уже существовавшей супрематической композиции.

С предложением провести 3D-сканирование в музей обратился основатель Factum Arte Foundation Адам Лоу. Его фонд — некоммерческая организация, он занимается цифровой записью объектов культурного наследия, сотрудничал со многими музейными и художественными институциями. На вопрос, почему его заинтересовала именно «икона супрематизма», Лоу ответил так: «„Черный квадрат“ много лет вызывает у меня живой интерес. В 2001 году я написал текст „Видеть мир в квадрате черного“ для выставки Iconoclash в Центре искусства и медиатехнологий в Карлс­руэ. Это было размышление об иконоборческой или иконолюбческой природе картины. „Черный квадрат“ 1915 года — энигматичное произведение, по поверхности которого сейчас идут кракелюры, обнажая то, что написано под ней. Они и возникли в результате того, что нижний слой не полностью высох». 

«В марте этого года Factum Arte отправила команду для сканирования и „Черного квадрата“ 1915 года, и копии 1929-го, — продолжает Лоу. — Сканирование составили трехмерная запись поверхности с помощью лазерного сканера Lucida и фотография, смонтированная из отдельных фрагментов высокого разрешения. Эти два файла содержат данные о топографии поверхности картины и ее цвете и могут быть идеально совмещены и дополнены рентгеновскими снимками, снимками инфракрасного спектра и другими многоспектральными данными».

В Третьяковской галерее сделали полную рентгенограмму всей поверхности картины. Она собиралась по фрагментам, потом они механически «сшивались». Так же тщательно и поэтапно была произведена инфракрасная съемка. В результате получился уникальный цифровой продукт, позволяющий проводить глубокие, ранее невозможные исследования физического состояния «Черного квадрата». Появились новые возможности для изучения и понимания процесса его создания, шаг за шагом скрупулезно расшифровывая изображения, скрытые видимым слоем черной краски. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+