18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые факты о Петрове-Водкине

№69
Материал из газеты

«В центре Жизни Жизней» — документальная книга с публикацией малоизвестных произведений художника

Его положение в истории русского искусства нельзя не назвать странным: еще при жизни принятый в лигу классиков, он до сих пор числится в маргиналах. Споры о его творчестве периодически сменяются десятилетиями умолчания. Для рафинированных мирискусников 1910-х он выходец из мещанской среды, для пролетарских культуроустроителей 1930-х — декадент. Не слишком левый, но и не вызывающе правый. Добравшийся до художественного олимпа, даже фамилией своей он давал повод для шуток в духе особенностей национальной традиции.

Кузьма Петров-Водкин — явление сугубо русское, имя, возникшее на авось, благодаря скандалу, запрограммировать который ему никогда не пришло бы в голову. Картина «Сон» (1910) — а в ней мы видим героев Рафаэля, «разнагишенных» (словечко КПВ) художником в постмодернистском, как сейчас сказали бы, ключе, — оказалась началом его истории сопротивления инерции косности, охватившей академические студии и выставочные пространства. В этой его персональной истории много аритмичного, непараллельного истории глобальной. В самом его искусстве — аутсайдерском по отношению к ведущим направлениям русской живописи — заложен шифр неразгаданности. Петров-Водкин об этом и говорит в своих текстах, он нуждается в зрителе для дешифровки им же заданных кодов. 

Казалось бы, обширная библиография его текстов, как и текстов о нем, уже расставила все по местам. Да и недавние выставки в Москве и Санкт-Петербурге напомнили не только о самом художнике, но и об идеях, оказавших влияние на послереволюционное поколение его учеников и последователей. И все же только что изданная книга «В центре Жизни Жизней» непременно займет особое место. Главное ее достоинство — не столько внушительный объем материала, сколько его новизна. Представляя книгу, внучка мастера Зинаида Барзилович делает акцент на сугубо семейно-хроникальном характере издания. Впервые публикуются важные тексты, до сей поры остававшиеся вне поля зрения исследователей. Прежде всего текст самого художника «История одного рождения», написанный им в форме дневника в 1926–1927 годах. Это прямая речь. Петров-Водкин рассказывает о счастливых днях появления на свет его дочери и связанных с этим событием переживаниях. Здесь же он делится размышлениями, нередко эмоционально окрашенными, формулирует постулаты своих живописно-пластических теорий. Текст этот носит глубоко интимный характер, в нем ощущается интонация пылкого, восторженного человека. «История одного рождения» откроет нам писателя несколько иного склада, не того, что позже проявится в автобиографических повестях «Хвалынск» и «Пространство Эвклида». 

Параллельно тексту художника идут воспоминания дочери Петрова-Водкина Елены Дунаевой. Получился диалог, во многом красноречивый. Вот голос Кузьмы Сергеевича: «Так водворилась ты на 18-й Линии — в синей кроватке, под синим одеяльцем, синие nature-mort’ы на стене перед тобой — влопалась моя дуська в школу Петрова-Водкина!» А вот что пишет об этих же днях Елена Кузьминична: «[Вот] как отец „знакомил“ меня с зеленым цветом. Отец наклонил мою головку к траве, стремясь заинтересовать меня цветом. Чтобы это ощущение закрепить, он наклонял мою головку все ниже, ниже, так, что мое лицо касалось травы. Тогда он, весело и задорно, начал водить моим лицом направо и налево. Я отфыркивалась от неожиданного щекотания травинок, смоченных утренней росой, отец проделал это еще раз, пока я не высказала своего „цэ“». Воспоминания Елены Дунаевой публиковались в журнале «Звезда» с купюрами в 2007 году. Теперь появилась возможность узнать о подробностях семейной жизни в полной авторской версии, которую дочь художника дополняла записями вплоть до своей кончины в 2008-м. Здесь достаточно драматических поворотов и даже любовных треугольников. 

Весьма ценным вкладом в водкиноведение представляется публикация полных текстов его выступлений на творческих вечерах в Москве (1933) и Ленинграде — в Академии художеств (1936) и в ЛОССХе (1938). Специалистам тексты этих выступлений известны частично, они были обнародованы в сильно урезанном виде в сборнике биографических материалов (1991). Но только сейчас понимаешь богатство и своеобразие устной речи Петрова-Водкина, простоту и в то же время убедительность его аргументов. Язык, точнее, новояз Кузьмы Сергеевича сближает его с другим реформатором слова — Андреем Платоновым, о чем и пишет Сергей Даниэль в своей статье, помещенной в книге.

Интересно исследование Надежды Хмелевой, посвященное сценографии Петрова-Водкина, редкой по радикальности идей даже для тех лет. Изгнание живописного станковизма, подчеркнутый минимализм пространства, диагональные построения, доминирование двухцветной среды позволяют говорить о революционных открытиях Петрова-Водкина в театральном дизайне.

Для читателя «в теме» ценность книги заключается еще и в том, что она содержит много неизвестного изобразительного материала: наброски, эскизы, этюды и, что особенно интересно, фотоизображения картин, либо уничтоженных самим автором (как, например, «Пушкин в Болдине» 1937 года), либо канувших в Лету («Портрет мадам Пеньо», проданный в американскую коллекцию в 1920-х). Фонды РГАЛИ и архивы семьи художника, как выясняется, способны обогатить исследование о мастере отнюдь не хрестоматийными изображениями.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+