18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В сфере и в движении. Ученики и последователи Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее

№44
Материал из газеты

В Государственном Русском музее открывается выставка «Круг Петрова-Водкина» — показ работ его учеников и последователей, дающий повод пересмотреть взгляды на развитие отечественного искусства — от символизма после авангарда до реализмов межвоенного периода. О выставке специально для TANR написал Александр Боровский

Монументальная выставка Русского музея, несмотря на то что в большой степени она связана с открытием новых имен, делает акцент именно на понятии «круг». Это первый столь широкий показ учеников и соратников мастера, который может изменить представления о конфигурации символизма в послеавангардный период. Не говоря уже о вынесении материала, связанного с эволюцией петрово-водкинских учеников 1920-х годов, на уровень полемики о реализмах в европейском искусстве в период между двумя войнами.

В состав выставки включены работы из Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Московского музея современного искусства, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Кроме того, на ней представлены произведения из более чем десяти частных собраний.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939), пожалуй, самый общепримиряющий художник русского ХХ века. И самый востребованный. В этом мнении сойдутся и исследователи, и музейщики, и галеристы. Его наследие постоянно в центре внимания, чего не скажешь о круге Петрова-Водкина. Тут еще многое не высвечено. Впрочем, обаяние творчества мэтра бросает на его учеников отблеск особой привлекательности — музейно-экспозиционной, научной и, чего греха таить, коммерческой.

Петров-Водкин активно занимался преподаванием с 1910 года. В Школе Елизаветы Званцевой, куда он пришел на смену уехавшему в Париж Льву Баксту, на тот момент уже сложилась передовая художественная педагогическая система. И вообще царили радикальные взгляды (судя по отрывочным воспоминаниям, по крайней мере Надежду Лермонтову, Фавсту Шихманову и Веру Жукову можно назвать ранними русскими феминистками). Обычно этот период в биографии мастера обозначают бегло. Петрово-водкинские педагогические, как сейчас сказали бы, мемы (трехцветка, теория сферической перспективы, проблема движения) еще не были сформулированы. Этот этап всегда воспринимался скорее как преддверие настоящей, легко узнаваемой школы Кузьмы Петрова-Водкина. Выставка в Русском музее впервые показывает «званцевцев» — Надежду Лермонтову, Фавсту Шихманову, Раису Котович-Борисяк, Магду Нахман — как некое цельное явление, в котором нашли свое преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма.

Преподавая «званцевцам» в 1910-е годы, Петров-Водкин сам растет как художник, в частности как колорист. Он отрабатывает такой важный для себя прием, как разбел — не только, так сказать, цветоприменительный, но и содержательный прием дематериализации, введения спиритуальных коннотаций. В его картинах появляются новые сложные сближенные тональности (изумрудная, лиловая, сиреневая, фиолетовая), дополнительные к основным цветам спектра (красный, синий, желтый). Эти тональности станут знаком принадлежности к цветовому синтезу «званцевцев».

С 1918 по 1932 год Петров-Водкин профессорствовал в Академии художеств (при всех ее реорганизациях и переименованиях). Репрезентация его школы в методологическом понимании, то есть обучение «по объективному методу», — одна из главных задач выставки. Сопоставленные вместе, произведения нескольких художников (Алексея Зернова, Татьяны Купервассер, Марии Ломакиной, Герасима Эфроса, Евгении Благовещенской и других), показанные впервые или в первый раз в подобном контексте, выявляют наличие внутренней драматургии даже в работах учебного, подготовительного типа.

В экспозиции представлен большой пласт произведений художников, которым довелось превзойти курс петрово-водкинской «науки видеть» и вырасти в больших самостоятельных мастеров. При всей своей мощной индивидуальности они сохранили режим прямого диалога с учителем — это относится прежде всего к Леониду Чупятову, Павлу Голубятникову, Петру Соколову, Владимиру Дмитриеву, рано умершему Александру Лаппо-Данилевскому. Есть и следующая ступень петрово-водкинского влияния — творчество художников, довольно далеко отошедших от проблем, волновавших учителя, но сохранивших с ним связь на архетипическом уровне. Таковы Александр Самохвалов, Алексей Пахомов, Израиль Лизак, Владимир Малагис, Евгения Эвенбах, Алексей Зернов.

Каким же образом осуществлялся, так сказать, трансфер петрово-водкинского? Я бы выделил момент, связанный с важнейшей для Петрова-Водкина темой навигации в пространстве.

Характерен в этом смысле интерес самого Петрова-Водкина, а также Чупятова, Купервассер, Лизака, Соколова и других учеников мастера к мотиву трамвая (классический русский авангард не раз обращался к этой теме, но в другом, часто эсхатологическом контексте). Трамвай — идеальный полигон для отработки внутрикартинной динамики в ее жизненной обусловленности: повороты, наклоны вагонов, тряска, «прозрачность» — просматриваемость извне и изнутри, динамика картинок в окнах. И зритель, и художник в этом случае находятся внутри общей пространственной и житейской ситуации. Это прямая реализация того, что Петров-Водкин называл «привнесением собственного моего движения».

И наверное, высший уровень трансляции петрово-водкинского, по определению Натальи Адаскиной, архетипический. Библейские образы были настолько органичны для поэтики учителя, что не могли не отразиться в сознании учеников. Привлекала их и стойкость художника, продолжавшего обращаться к религиозным контекстам в самые неблагополучные для взаимоотношений Русской православной церкви и советского государства времена.

Его ученица первого, «званцевского», поколения Котович-Борисяк создает картину Святой Серафим Саровский (начало 1920-х, частное собрание). В гуаши присутствуют знакомые разбеленные фиолетовые тона, крыши уподоблены иконным «горкам». При этом в работе ощущается наивная нота, в данном случае идущая не столько от авангардного опыта, сколько от религиозного подтекста: преподобный Серафим олицетворял прежде всего крестьянскую, народную веру. Таким видел «крестьянского святого» и Чупятов (Святой Серафим Саровский, 1920–1930-е, частное собрание). В огранке формы лица при-
сутствует осознанный, пропущенный через авангардное художественное сознание момент примитивизации, отсылающий к рядовой продукции монастырских мастерских.

Особое влияние на религиозную живопись учеников оказала работа Петрова-Водкина над образом Богоматери. В чупятовской Богоматери Умиления (после 1927, частное собрание) речи о каноне уже не ведется: динамическая трансформация футуристического типа зашла слишком далеко. Тем удивительнее сохраненные моменты традиционной иконографии Умиления (Богоматерь Владимирская): ласкающий жест Богоматери, ступня — «пяточка» младенца Иисуса.


Надежда Лермонтова (1885–1921)

Надежда Лермонтова (1885–1921) родилась в именитой и просвещенной семье, ее отец был ученым-физиком, дальним родственником великого поэта. Сама она являлась лидером среди учеников Льва Бакста. Вправе ли устроители помещать Лермонтову в петрово-водкинский контекст? (Даже если учитывать их совместную работу в 1910 году над росписью интерьера восстановленной Алексеем Щусевым Васильевской церкви в Овруче.) Думается, вправе. К примеру, ее Обнаженный мальчик (1910, частное собрание) в рафинированном лимонно-желтом колорите просится в компанию Играющих мальчиков (1911, ГРМ) Петрова-Водкина: их сближает диалектика условного и телесного.

Но есть и более сложные связи, они лежат в пространстве понимания и переживания архаики. Если у Петрова-Водкина символическое облечено в безупречную неоклассическую форму и акцентированно условный колорит (инобытие символического мира), то Лермонтова намеренно снижает интонацию. Наряду с архаизацией она использует и такой прием снижения, как игра с некими типологическими массовыми представлениями и вкусами. Обыватель ожидает от «декадентства» загадочности и болезненности — Леда и яйцо (1916, частное собрание) вполне отвечает этим ожиданиям. В П. Казальсе (1913, ГРМ) портретная характеристика схвачена с гротесковой остротой, доведенной до самоотрицания. В других вещах (Женщина в сиреневом платье, 1910-е; Поздние цветы, 1916; обе — частное собрание) художница возвращается к портретности более традиционного толка, но и здесь переформатирует задачу. В Поздних цветах нет попыток раскрыть себя психологически, ничего рефлексирующего. Лермонтова с ее независимым поведенческим рисунком, преодолевшим стереотипы своего круга, с эмансипированным типом сознания, с абсолютно самостоятельным чувством нового по праву должна была войти в отряд «амазонок русского авангарда». Увы, смерть рано выбила ее из седла.


Фавста Шихманова (1880 — после 1930-х)

Фавста Шихманова (1880 — после 1930-х) — «званцевка», продолжившая обучение у Петрова-Водкина в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (ПГСХУМ). В ее Портрете балерины (вторая половина 1910-х, частное собрание) все построено на противоречиях: постановочность и парадность; телесность — обнаженные плечи, руки и, особенно смело по тем временам, ноги — и бесплотность; достоверность (Петров-Водкин называл это «внешней обработанностью предмета») и метафоричность — платье уподоблено перламутровой раковине, платок расцветает розами.
Картина Шихмановой Вид на Обводный канал (начало 1920-х, частное собрание) — одно из самых волнующих открытий выставки. Она является, без сомнения, центральным звеном в пока еще небольшом корпусе выявленных произведений этой художницы. Здесь использована композиционная схема, отработанная Петровым-Водкиным: укрупненная фигура откровенно драматургически взаимодействует с пейзажным фоном — взгляд постоянно переходит по оптическим направляющим (мачты, трубы, обводы набережной и моста) от изображения женщины к динамичным урбанистическим мотивам заднего плана. При этом женский образ на первом плане неожидан: это не горожанка — это деревенская жительница в городской среде. Крестьянка, согнанная, как и тысячи ее современниц, с привычных мест, ищущая пропитание в городе?


Раиса Котович-Борисяк (1890–1923)

Раиса Котович-Борисяк (1890–1923), как и Лермонтова с Шихмановой, происходила из культурной дворянской среды, обладала широкими интеллектуальными интересами. Уже в первой самостоятельной работе — Автопортрете с вазой (около 1915, частное собрание) — Котович смело использует новонайденные петрово-водкинские тональности. Однако в Автопортрете на фоне грозы (1918 (?), частное собрание), а также в Портрете Веры Исаевой (конец 1910-х, частное собрание) читаются глубокие ретроспективные интересы. Петров-Водкин, далеко не чуждый классицизирующих тенденций, видимо, поддерживал подобный синтез стилизации и современной трактовки формы с элементами «подкубливания» («все мы на кубизме ограмотились», — заявлял он неоднократно).

Ее же Портрет А.А.Ши­бин­ского (1918, частное собрание), пожалуй, один из интереснейших русских портретов того периода. Герой — штабс-капитан, занимавшийся геологоразведкой в Турецкой Армении (термин того времени) и в Персии, по сути дела разведчик. Образ непарадный и психологически глубокий: русский офицер, интеллигентный и в то же время бывалый, привыкший к экстремальным ситуациям. И наконец, совершенно неожиданный атрибут — мастерски вписанный в пространство навьюченный верблюд, напоминание о служебных путешествиях офицера.

Как и у трех ее соучениц по школе Званцевой, судьба Котович-Борисяк сложилась печально: она умерла в возрасте 28 лет.


Алексей Зернов (1891–1942)

Алексей Зернов (1891–1942), совершенно по-горьковски испробовавший массу профессий, в 1922 году вернулся в Петроград и поступил в Академию художеств. Его натюрморт Синее на синем (1923–1924, частное собрание) — три листка бумаги на поверхности — типичное учебное задание на тему монохромов: «синий — основной на плоскости». Но и тут, при всей служебности этой вещи, возникает ощущение некой сверхзадачи. Тема толкает к «обманке», но никакой иллюзорности нет: благодаря переходам теплохолодности, разбелам, высвечивающим одни части холста, и сгущениям, гасящим другие, возникает образ скрытой динамики. Поверхность, благодаря силе гравитации, «держит» бумажные листы, но они — от колебаний ли воздуха или неосторожного движения руки — готовы оторваться от нее, вспорхнуть, соскользнуть.
Зернов прошел долгий самостоятельный путь. Его вещи парадоксальным образом перекликаются с метафизической живописью. Он был исключительно чутко настроен на волну времени и не питал иллюзий. Так, удивительную по смелости картину Происшествие он создает в 1937 году: игрушечный грузовик — вполне весомый, предметный — переехал игрушечного мишку, также вполне материального, — отрезал ему голову…


Леонид Чупятов (1890–1941)

Леонид Чупятов (1890–1941), наверное, самый знаменитый ученик Петрова-Водкина, выбрал путь одиночки и сочетал в своем творчестве решение формальных задач с приверженностью религиозной тематике. Целый ряд его произведений построен на сцепке динамических состояний видения. Художник тут своего рода оптический медиатор. Со своей, тоже подвижной, точки зрения он фиксирует трассы реальных и возможных движений и взглядов  — «кинетических смыслов», по Петрову-Водкину. Динамика «ситуаций смотрений» здесь сюжетно мотивирована.


Александр Самохвалов (1894–1967)

Культурно-антропологическая подоснова динамических состояний занимала и Александра Самохвалова (1894–1967), широко известного своими более поздними, заказными, хотя и сохраняющими мифологическое обаяние, «советскими корами». В представленной на выставке Головомойке (1923, ГРМ) реальная предметно-пространственная ситуация — винтовая лестница как зачин темы спиралевидного движения — рифмуется с реальным действием внутри картины: девочке намыливают голову, мама как бы крутит ее головой, задавая круговую динамику ее видению.


Владимир Дмитриев (1900–1948)

К образу Богоматери обращается и очень близкий в ту пору учителю Владимир Дмитриев (1900–1948), позже работавший как театральный художник и даже получивший три Госпремии СССР. Отзываясь на богоборческие инициативы новой власти, он создает поистине драматическое произведение Богоматерь на фоне Москвы (1920, ММОМА). За фигурой Богоматери — абсолютно пустынный город колоколен, куполов и крыш, неожиданно отсылающий к метафизической живописи Джорджо Де Кирико и Карло Карры. Он традиционно для иконы дан в меньшем по отношению к фигуре масштабе. Осевые линии композиции закручивают изображение справа налево. Эта динамика не только поддерживает направление движения Богоматери, покидающей город, — она придает ему символический, вселенский смысл: Богородица покидает град обреченный…


Павел Голубятников (1892–1942)

Павел Голубятников (1892–1942), ставший близким другом Петрова-Водкина и пытавшийся после смерти художника создать лабораторию его имени, последовательнее всех апеллировал к символическому, а значит, и к религиозному ресурсу: в творчестве учителя символическое и христианское были породнены. Состояние религиозной причастности к миру горнему, христианская метафорика просвечивали сквозь фактуру современности. Вот Самолет над селом (1926–1927, Нижнетагильский музей изобразительных искусств): современная техника рушит устои традиционного крестьянского миропредставления. Однако живописно-пластическая реализация свидетельствует о другом: в остановленности течения времени, в молитвенной самопогруженности крестьян явлено скорее ожидание знамения, нежели колхозная злободневность.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+