18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Инна Баженова: «Я все делаю в жизни со страстью»

№68
Материал из газеты

Коллекционер и издатель международной сети The Art Newspaper накануне своего юбилея поговорила с Владимиром Познером о бизнесе и искусстве, о прошлом и будущем

Вы родились в Заволжье. Это что за место?

Как я поняла позже, Заволжье — тот самый город-сад, из тех, про которые писалось: «Через четыре года здесь будет город-сад». Это один из тех маленьких городов, которые строились по единому плану на рубеже 1940–1950-х. В 1950-е, когда начали строить Горьковскую ГЭС, одновременно заложили город, был сформирован план, его довольно быстро воплотили. Потом построили Заволжский моторный завод, который работал для ГАЗа, делал двигатели.

Чем вы увлекались в детстве, какие у вас были игрушки? Я, например, очень любил мягкие игрушки, хотя для мальчика это, может, нетипично, у меня любимым был медведь.

У меня были какие-то куклы, хотя их было немного. Я любила для них мастерить, что-то шить, вязать, как-то их одевать. Потом и себе вязала. Проводили время на улице большей частью, поэтому были скакалки, ножички, прятки и так далее.

Родители вам читали? Когда вы начали читать сами? Вы помните первую книжку, которая вам понравилась?

Конечно, мама читала мне чудесные детские книжки, русские сказки. Я не помню, когда научилась читать. Не как-то особенно рано, но еще до школы. Первой настоящей прочитанной книжкой, которая мне понравилась, был «Робинзон Крузо». Потом мне почему-то понравился Макаренко, «Флаги на башнях». Помню, как удивила учительницу во втором классе, когда она спросила то же, что и вы, а я назвала Макаренко. Библиотека дома была хорошая, да и книжки советские были качественными — там были роскошные иллюстрации всегда. Наверное, это как-то влияет на детские вкусы вообще, хорошая книга. Мама любила книги, она была председателем общества книголюбов у себя на заводе. Я помню, как только появлялась новая книга, она сразу же проглатывалась за сутки. Жюль Верн, Конан Дойл, Дюма, потом Гоголь — про Вия страшилки. А потом потихонечку начала читать все подряд.

Сколько вы прожили в Заволжье?

Я там прожила до 15 лет, потом уехала в Нижний Новгород, поступила в математическую школу.

Вы уехали без родителей? Чем они занимались?

Родители у меня — и мама, и папа — были инженерами. Мне стало интересно в чем-то попробовать свои силы. Ну я и поехала в математическую школу-интернат.

Там конкурс был какой-нибудь? То есть у вас довольно рано проявились какие-то способности?

Там просто было собеседование по математике. Сочинение писать у меня тоже получалось, но с каким-то трудом все-таки. А математика давалась легко. Мне никаких усилий не требовалось, чтобы получать свои пятерки, вот я и решила, что пойду в матшколу. Я там, кстати, действительно впервые почувствовала, что такое труд, почувствовала это удовольствие: чтобы был какой-то уровень, нужно приложить усилия. Там была очень сильная учительница, которая, по-моему, совсем недавно закончила преподавать, и на ней все держалось. И мы в старших классах прошли примерно первые два года университетской программы. 

В этом возрасте вы ходили в кино? Помните какой-нибудь любимый фильм?

«Кабаре» меня потряс. Тарковского любила. Там был маленький кинотеатр, где показывали такое не массовое, может быть, кино. Мы туда с удовольствием ходили школьниками и потом студентами. В театр ходили тоже.

Видели ли вы тогда, интересовались ли репродукциями каких-нибудь известных или неизвестных художников?

Тогда я вообще не могла себе представить, что буду интересоваться живописью. Хотя ходили мы, конечно, в музеи, как все нормальные люди, иногда на выставки.

В Нижнем? Там приличные музеи?

Там очень хорошие музеи. Там, конечно, может быть, шедевров не много, но они есть. Русские сезаннисты, XIX век неплохой. Я часто ездила в Москву, там тоже ходила в музеи. Скорее, из какого-то любопытства. Я поняла, что выставка одного художника оставляет след в восприятии и он сразу становится твоим знакомцем. Поэтому я еще в ту пору, наверное, осознала пользу монографических выставок и всегда стараюсь не пропускать их. А тогда это был, скорее, праздный интерес.

Вы окончили матшколу, и очень успешно, очевидно. И поступили в Горьковский государственный университет имени Лобачевского. А почему не выбрали МГУ?

Я выбирала себе прикладную, вычислительную математику. Хотела туда.

Вы были комсомолкой?

Когда началось мое время комсомола, мне это было неинтересно. В матшколе главным была математика, там были нагрузки существенные и такой распорядок, что некогда было. В университете на первом курсе я успела побывать в комитете комсомола. Я отвечала за идеологию.

За что отвечали?

За идеологию. Я была зав. идеологией, я согласилась. Мне было так интересно! Мы ходили в местный центральный орган, горком комсомола, наверное. И нам показывали фильмы «вражеские», у нас было такое политпросвещение. «Пепел и алмаз» Анджея Вайды я посмотрела первый раз на этих собраниях. Да, мне страшно понравилось. Хичкока нам там показывали как образец антигуманизма.

Вы окончили вуз в 1991 году. В этом году закончился и Советский Союз. Вы помните свою реакцию на это событие, когда страна, в которой вы родились и выросли, перестала существовать?

У меня не было какой-то взрослой реакции. Я была озабочена определением своего будущего, своей профессии. Думала, пойти ли мне в НИИ работать или на завод. Мы воспринимали все так — верили. По молодости всегда кажется, что все это хорошо, все к лучшему.

Ну вот вы окончили университет, ваша специальность — прикладная математика, и вы идете работать авиационным инженером.

Это только так называлось. Я больше хотела в НИИ, но пошла на завод, потому что там давали жилье. У меня тогда было такое восприятие жизни: все обязательно должно быть устроено, должна быть прописка. Но там мне быстро стало скучно, и, так как я много ездила в министерство и в Жуковский, в итоге решила туда и переехать. Мне там нравились люди, коллеги. И мы с моими знакомыми, с ребятами из ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е.Жуковского. — TANR), очень быстро там начали заниматься своим бизнесом.

Когда вообще вы решили заняться бизнесом? Это совершенно чужое…

Даже за эти год-два я повзрослела, стала смелее. Это не было моей единоличной инициативой. Сотрудники ЦАГИ меня пригласили участвовать в создании первого предприятия. Это был 1993 год. Я была в команде, и мне было это интересно, легко, потому что рядом были старшие коллеги, и вот мы так образовывали предприятие, связанное с «Газпромом». 

Тогда законодательная база менялась чуть ли не каждую неделю, все делалось по-новому, для меня это было увлекательное приключение. В нашей команде я занималась всей административной работой: и финансами, и бухгалтерией. Сейчас мне это скучно, а тогда было как увлекательная книга. 

Задам вопрос, но вы можете не отвечать. Когда вы стали Баженовой? Ваша девичья фамилия — Кудрина. 

Я вышла замуж в 1993 же году, и мой первый муж — научный сотрудник института до сих пор. У меня есть старший сын от этого брака, ему сейчас 24.

Понятно. Значит, вы идете в бизнес, и дела у вас идут хорошо.

Я иду в бизнес, дела идут хорошо, нам все интересно, мы развиваемся, мы замечательные коллеги и друзья, много ездим по стране, и так мы работаем примерно лет семь. Я представляла нашу компанию в «Газпроме» по многим вопросам, плотно там сотрудничала со многими структурами. И в какой-то момент решила сменить декорации и перешла поработать в «Газпром». И встретила там своего коллегу, будущего мужа. Он меня младше, еще почти вчерашний студент был, но уже мог горы свернуть, задорный. И мы с ним сделали вместе несколько проектов, а потом свое предприятие. Это был 2000 год. Предприятие развивалось, мы работали с утра до ночи, проводили много времени вместе, и через несколько лет отношения стали личными. Первый брак был совершенно прекрасный, спокойный, но вот снесло голову — и образовался второй брак.

Знаете, я трижды был женат, я более-менее эти вещи понимаю. 

И вот я родила ребенка и села дома. И оказалась отрезанной от нашей бурной деятельности в бизнесе. Начала вить гнездо. Купила картину на стену — сначала одну, потом вторую, потом третью…

Первая картина какая была?

Это картина нашего друга — художника Виктора Разгулина, она у меня до сих пор дома висит. А потом думаю: пойду-ка я посмотрю, что еще есть, кроме того, что я знаю. И стала ходить по галереям, попыталась разобраться, стала покупать русских художников начала ХХ века — московскую школу живописную. Увлеклась. Можно сказать, что примерно с 2006 по 2008 год у меня был период погружения и любительский. Потом стала углубляться, разбираться, и в какой-то момент оказалось, что я коллекционер живописи.

Вы продолжали работать?

У меня постоянно появлялись дети. За прошедшее с тех пор время я родила четверых детей, и я их всех кормила. Я периодически возвращалась, ключевые вещи контролировала, но потом снова отходила от дел. Я признательна моему мужу, который все это на себя взвалил, потащил и до сих пор тащит.

Вы помните, когда вы точно решили: «Я хочу собирать картины»? Помните эту мысль: «Вот то, что я хочу делать»?

Наверное, да. Это было, когда я купила на аукционе работу Мориса Утрилло, очень хороший пейзаж, «бело-голубой период». Я подумала, что вот, наверное, сейчас я буду относиться к этому серьезно и буду формировать коллекцию. Это был примерно 2008 год. 

Вехой для меня стало посещение выставки Владимира Вейсберга в Музее личных коллекций. Для меня он был как неизвестный художник — и вдруг такие миры открываются! Я открыла для себя почти что нашего современника, который оказался продолжателем, можно сказать, мировой живописи на таком уровне. И с тех пор я стала подходить к коллекционированию более профессионально и читать более целенаправленно. Коллекция меня учит саму. Вот купила Вейсберга одного, второго, третьего — и, я чувствую, у меня восприятие перешло на совершенно другой уровень. Теперь он мне знаком, я его знаю, слышу его голос. И по-новому слышу голоса других художников. Это развитие своих собственных способностей тоже вызывает восторг.

Ты вдруг раз — и что-то можешь, что-то новое делаешь, чего раньше не умел, не знал.

Вы говорите: «Увлеклась». Может быть, это страсть? Страсть — очень сильная штука.

Безусловно, это так и есть. Это азарт, это страсть. А я все в жизни делаю со страстью. Сначала со страстью увлекалась математикой, потом бизнесом, потом детьми, семьей, влюбилась со страстью, а потом вот искусством.

Есть ли такой художник, из ушедших из жизни, с которым вам хотелось бы поговорить?

Много. Но из своих собственных интересов. Чему-то научиться, получить дополнительную информацию, углубить свою способность восприятия. Например, совершенно точно это Вермеер, потому что есть история, что его привлекали в том числе к экспертизе и что он еще в XVII веке забраковал некоторые коллекции, признав их либо фальшивыми, либо неценными. То есть, кроме того, что он великий художник, он еще и большой знаток и обладатель определенного взгляда на искусство.

Бывало ли так, что вы купили картину, прошло какое-то время, и вы в ней разочаровались?

Бывало так, что охладевала. По-прежнему нравится — но уже без страсти. Например, художники московской школы — Евгений Окс, Самуил Адливанкин, Александр Глускин. У них прекрасная живопись, они последователи французской школы.

Фальк тоже.

Фальк. Я Фалька постеснялась называть, потому что охладеть к Фальку — это звучит почти неприлично. Но это так. У меня есть одна его прекрасная работа, которую я люблю, но я не хочу больше Фалька в коллекцию. Хорошего Утрилло я хочу сколько угодно много, а вот Фалька мне достаточно. И Кончаловского мне достаточно. А вот Машкова мне никогда не достаточно. 

Как же у вас формируется коллекция? По какому принципу?

Я стараюсь формировать коллекцию по принципу художественного качества. Не литературного качества, а художественного. Вот Жорж Сера, например. Он был гениальный живописец и гениальный рисовальщик одновременно. Он мне важен не потому, что он постимпрессионист, а потому, что он выдающийся художник сам по себе. А могут быть художники-постимпрессионисты, которые мне неинтересны.

Я совсем не коллекционер, но остро воспринимаю картины. Мне важен тот, кто что-то во мне задевает. Не то, что он мне говорит, а то, как он меня волнует.

И меня искусство волнует. Я просыпаюсь утром, смотрю на маленький этюд Сера и настраиваюсь. Это как камертон, он настраивает мою внутреннюю нервную систему. Он мне важен как гениальный художник, и он у меня должен быть в коллекции обязательно, потому что это определенный этап в истории искусств. Но при этом, как ни банально звучит, он мне просто нравится. Я никогда не собирала какую-то определенную тему, в этом смысле я плохой коллекционер. Мне иногда даже трудно объяснить, что я, собственно, коллекционирую. Вот, допустим, собрать постимпрессионистов, дивизионистов. Если уж есть Сера, так пусть будет и Синьяк... Вот никогда этим не занималась. Я никогда не пытаюсь закрыть какую-то тему.

А теперь поговорим о газете. В целом понятно: она об искусстве, а оно вам близко. Но все равно хочу спросить: как это получилось, что вы решили издавать газету? У вас что, мало дел?

Просто я многого не знала, когда пускалась в такую авантюру. А если серьезно — я искала для себя источник информации о событиях в мировом искусстве на русском языке, но ни газеты, ни журнала, ничего подобного не было. И я решила издавать такую на русском, для себя. Сначала была мысль с французами сделать, но с ними нам оказалось довольно трудно общаться. С англичанами все пошло быстрее.

И вы стали издателем ежемесячной газеты The Art Newspaper Russia. Конечно, в убыток, да?

Да.

А потом вы практически стали владельцем всех изданий: итальянского, французского, английского, китайского и так далее.

Тут много тонкостей. Итальянская газета — на особом положении (так как владелец сети был итальянцем). Некоторые по лицензии издаются: китайская, русская, греческая. Во французской версии были запутанные отношения с издателем, и сейчас мы ее перезапускаем. Расширение идет из бизнес-соображений, конечно.

У вас и премия есть. Кто в ней определяет победителей?

Первая премия случилась, когда газете The Art Newspaper Russia исполнился год и мы решили это как-то отметить. И арт-сообщество уверилось в том, что так будет каждый год. Мы сами задали себе такую планку, которой вынуждены придерживаться вот уже шесть лет. Отбор производит и конечные итоги подводит редакция газеты, состоящая из профессионалов.

В 2014 году создается ваш фонд IN ARTIBUS. В чем его смысл? 

Сначала не хватало информации — и создали газету, вошли в какое-то информационное поле. Потом появилась потребность обмена информацией на другом уровне — с такими же коллекционерами или с людьми, которых интересуют те же самые вещи. Мне было интересно на одной площадке показать, что мы делаем, позаниматься какими-то частными исследованиями, на которые у музеев не хватает внимания. У нас есть свой круг людей, с которыми мы можем в какой-то степени даже разделить свою страсть. 

Вы могли бы закончить следующее предложение: «Для меня быть русской — значит…»?

Первое, что приходит в голову: «Читать по-русски». Наверное, русская литература все-таки.

И еще один вопрос, на сей раз последний: зачем вы все это делаете?

Мой маленький сын, которому было тогда лет семь, на одной ярмарке выпросил у меня крохотную доисторическую лягушечку. Я его спрашиваю: «Федя, что ты с ней будешь делать, зачем она тебе?» Он на меня посмотрел так удивленно и говорит: «Как же, мама, как зачем? Хранить и любоваться». Вот у меня, наверное, так же. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+