18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Приключения итальянцев в Эрмитаже

В Петербург привезли парные портреты Якопо Тинторетто из Венеции, а также бюст Антонио Кановы из римских Капитолийских музеев

Государственный Эрмитаж представил публике два парных портрета кисти Якопо Тинторетто и экспозицию, посвященную неаполитанским композиторам при дворе императрицы Екатерины II. Обе выставки приурочены к проведению VII Санкт-Петербургского международного культурного форума и к Дням Италии в России.

Показом двух парных портретов, предоставленных Фондом городских музеев Венеции, Эрмитаж присоединился к мировому празднованию 500-летия со дня рождения Тинторетто. Младший современник Тициана, официально признанный мастер, Якопо Тинторетто занимался преимущественно исторической живописью и написанием портретов. Он нередко выполнял заказы высокопоставленных венецианских чиновников и магистратов. К таким портретам относятся и выставленные в Эрмитаже. Они происходят из палаццо деи Камерленги у моста Риальто, резиденции казначеев Венецианской республики. Тинторетто изобразил служащих Соляной палаты (торговля солью с XII века была основным источником колоссального богатства Венеции). Имена чиновников не известны, на картине нет даже изображений гербов семей, к которым они принадлежали.

Некоторое время считалось, что эти портреты выполнили подмастерья Тинторетто, а не он сам, но проведенная недавно полная реставрация подтвердила, что головы и лица исполнены мастером, а фигуры, одежда и атрибуты — учениками, что в то время было обычной практикой. Выдающееся мастерство портретиста отмечали все исследователи этих картин. Именно их отметил Марко Боскини, венецианский художник, гравер и торговец произведениями искусства раннего барокко, как «единственные в своем роде изображения сенаторов кисти Тинторетто», находящиеся в Соляной палате. Кстати, в ходе реставрации было установлено, что портрет одного из сенаторов написан поверх другого лица — вероятно, в процессе работы над картиной позировавший Тинторетто умер или уступил свою должность другому.

Другая итальянская выставка, открытая в фойе Эрмитажного театра, напрямую связана с музыкой, оперой и итальянскими композиторами при дворе Екатерины II — Джованни Паизиелло и Доменико Чимарозой. Их обоих российская императрица пригласила в Петербург в качестве капельмейстеров, придворных композиторов. Паизиелло прожил в России семь лет и за это время написал почти десять опер, две из которых хорошо известны русским любителям музыки — «Служанка-госпожа» и «Севильский цирюльник» (этот сюжет впоследствии использовал гениальный Джоаккино Россини). Доменико Чимароза служил при дворе четыре года, учил музыке внуков императрицы, написал несколько опер. За службу Екатерина подарила композиторам два уникальных клавесина: один — работы русского мастера Михаила Киршника, другой — англичанина Адама Бейера. Оба инструмента музыканты забрали с собой в Неаполь, и сейчас они хранятся в местной консерватории.

На выставку в Эрмитаже приехали не только эти инструменты, но и собственноручные партитуры Чимарозы и Паизиелло. А также портрет Паизиелло (копия с картины Элизабет Виже-Лебрен) и мраморный бюст Чимарозы работы Антонио Кановы из Капитолийских музеев Рима. Дополняет экспозицию картина «Играющий на мандоле» кисти неаполитанца Гаспаре Траверси из музея дворца Лифранки и семь полотен из коллекции самого Эрмитажа.

Обе выставки можно увидеть в залах Эрмитажа до 25 ноября.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+