18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Триумф Тинторетто в родной Венеции

№67
Материал из газеты

500-летие одного из величайших художников XVI века его родной город отмечает с невиданным размахом

Якопо Робусти (около 1519 — 1594), получивший прозвище Тинторетто (от ит. tintoretto — «маленький красильщик», поскольку был сыном красильщика тканей), — самый венецианский художник XVI века. За 75 лет своей жизни он лишь раз уезжал из родного города, посетив Рим, где на него произвел сильнейшее впечатление сикстинский потолок Микеланджело. Большинство произведений Тинторетто никогда не покидало церкви Венеции, для которых он в основном и работал, только к концу жизни начав получать заказы и на оформление  дворцов. Самый грандиозный из реализованных Тинторетто замыслов — живописный цикл для венецианского братства Скуола Сан-Рокко, над которым он работал более 20 лет, начиная с 1565 года. 

 «Праздновать 500-летие Тинторетто, несомненно, надо только в Венеции», — говорит Фредерик Илчман, признанный в мире специалист по венецианскому искусству XVI века и сокуратор выставки «Тинторетто 1519–1594» во Дворце дожей, беспрецедентной по количеству произведений мастера, приехавших буквально со всего мира. Из Национальной галереи, Королевской коллекции, Музея Виктории и Альберта и Галереи Курто в Лондоне; свои сокровища прислали музеи Берлина, Дрездена, Парижа, Лиона, Праги, Оттерло, Гента, Роттердама, Нью-Йорка, Филадельфии и Чикаго. Из мадридского Прадо привезли целых пять полотен, включая такие, как «Иосиф и жена Потифара» (ок. 1555), «Юдифь» (1552–1555) и достигающее трех метров в длину «Похищение Елены» (1578); из Музея истории искусств в Вене приехала картина «Сусанна и старцы» (ок. 1555 – 1556); из Государственных музеев Берлина — «Портрет Джованни Мочениго». Всего в экспозиции 50 картин Тинторетто и 20 его рисунков. И все это выставлено в окружении его знаменитых живописных циклов, выполненных для Дворца дожей в 1564–1592 годах и представленных по случаю в их оригинальной развеске. Последний раз выставка, посвященная Тинторетто, проходила в этих залах 80 лет назад.

Подготовленная Фондом муниципальных музеев Венеции во главе с Габриеллой Белли совместно с Национальной галереей в Вашингтоне, Фредериком Илчманом, историком искусств  Робертом Эколсом и еще целой международной командой ведущих специалистов, выставка во Дворце дожей впечатляет не только количеством шедевров, но и размахом, учитывая и то, что экспозиций две, — параллельно в Галереях Академии подготовлена выставка «Ранний Тинторетто», посвященная первым десяти годам творчества мастера. 

Помимо двух этих выставок, при поддержке мэрии города и Патриаршей курии подготовлена и большая программа празднования юбилея по всей Венеции. Вышел и специальный путеводитель с программой мероприятий в разных точках города с церквями, где есть работы Тинторетто. 

Он подготовлен и издан фондом Save Venice Inc., возглавляемым Илчманом. Пока два года шла работа над выставками,  этот фонд также восстановил с и профинансировал реставрацию 18 произведений Тинторетто из разных музеев и церквей, включая великолепные монументальные  полотна во Дворце дожей, украшающие его Квадратный атриум, залы Инквизиторов и Антиколледжо.  

С Тинторетто у историков искусств до сих пор больше вопросов, чем ответов. О нем осталось очень мало документально подтвержденных сведений, к тому же он был весьма плодовит и держал огромную мастерскую. Так что определить, что принадлежит кисти самого Тинторетто, а что —  его помощников, потребовало у Эколса и Илчмана 30 лет кропотливых исследований, подытоженных к выставке мастера в Прадо в 2007 году полным каталогом его авторских произведений («Тинторетто: художник ренессансной Венеции», издательство Yale University Press).

Особенно много вопросов к раннему творчеству Тинторетто. Если верить его первому биографу, венецианцу Карло Ридольфи, молодой Тинторетто поступил помощником в мастерскую Тициана, но спустя несколько дней был уволен мэтром, разглядевшим в своем подмастерье опасного конкурента. 

Судя по ранним произведениям Тинотретто, на него, помимо Тициана, оказали влияние и другие венецианцы — Андреа Скьявоне, Парис Бордоне и Бонифацио Веронезе. «На сегодня нет ни одной документально подтвержденной ранней работы Тинторетто, — говорит Эколс, который с Илчманом участвовал в подготовке и выставки в Академии. — Поэтому при определении его авторства мы вынуждены были опираться на визуальные сравнения». 

То же самое отчасти предстоит и посетителям выставки в Галерее Академии. В нее включены 26 полотен молодого Тинторетто, датируемых с 1538 года, к которому относится первое упоминание о нем как о художнике, а также произведения (картины, рисунки, гравюры) его современников, работавших в  те же 1530–1540-е годы, — Тициана, Джорджо Вазари, Якопо Бассано, Джузеппе Сальвиати и других. При этом произведения самого Тинторетто в экспозиции было решено все же сгруппировать отдельно, поскольку его ранний стиль, несмотря на  очевидное влияние живописи старших мэтров венецианской школы, по мнению Паолы Марини, директора Академии, «уже очень сильно выбивается из нее». 

Центральный экспонат на выставке в Галереях Академии — «Чудо святого Марка» (1548) из ее же собрания, первое зрелое произведение 30-летнего Тинторетто. По разным свидетельствам, оно шокировало современников необычными ракурсами фигур, утрированной динамикой композиции, резкими светотеневыми эффектами, ставшими отныне манерой художника. Благодаря именно «Чуду святого Марка» Тинторетто стал, по словам Роберта Эколса, «суперзвездой авангарда». 

Выставка во Дворце дожей начинается как раз с этого поворотного момента, с середины 1540-х годов, когда Тинторетто обрел свой стиль, и представляет зрелое и позднее творчество мастера. В экспозицию также включены наброски к картинам и инфракрасная съемка отдельных полотен в ходе реставрации. «Дело в том, что те же современники Тинторетто считали его манеру письма слишком радикальной и даже уродливой.

Мы же хотели показать, что Тинторетто был добросовестным мастером и работал крайне методично», — объясняет Илчман. 
Отдельно на выставке собраны портреты Тинторетто, до сегодняшнего дня недостаточно оцененные. «Это очень тонкие портреты», — говорит Эколс и считает, что век спустя именно они оказали влияние на Веласкеса и Рембрандта как портретистов. Здесь и два автопортрета Тинторетто: молодого, в расцвете сил (1546–1548, Филадельфийский художественный музей), и уже на закате жизни, с усталым грустным взглядом (1588, Лувр). 

«Они очень много могут рассказать о Тинторетто как человеке», — говорит Илчман, считая эти автопортреты  важной частью наследия  великого художника, искусство которого «выдержало испытание временем, чтобы вернуться с триумфом в родную Венецию». 

В марте следующего года две венецианские выставки Тинторетто объединятся в одну большую экспозицию в  залах  Национальной художественной галереи в Вашингтоне. 

Дворец дожей
Тинторетто. 1519–1594
До 6 января 2019

Галереи Академии
Ранний Тинторетто
До 6 января 2019

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+