18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ученые узнали имя модели на картине «Происхождение мира» Густава Курбе

«С вероятностью 99%» установлено, что на скандальном полотне изображена балерина Констанс Кеньо из Парижской оперы

Установить личность натурщицы, изображенной на скандальной картине Густава Курбе «Происхождение мира» (1866), затруднительно по весьма очевидной причине: на ней изображено только тело женщины.

Тем не менее, по данным агентства Франс Пресс, французский историк литературы Клод Шопп уверен, что для картины позировала бывшая балерина Парижской оперы Констанс Кеньо, которой на момент создания произведения было 34 года. Ранее считалось, что на полотне изображена любовница Курбе Джоанна Хиффернан — не очень удачная версия, поскольку Хиффернан была рыжеволосой. А вот Кеньо современники описывали как обладательницу «прекрасных черных бровей». Кроме того, она была любовницей османского дипломата Халиля Шерифа-паши (Халиль-бей), заказавшего Курбе эту картину.

Исследуя в Национальной библиотеке Франции адресованное Жорж Санд письмо Александра Дюма-сына, датированное июнем 1871 года, Шопп обратил внимание на предложение, которое ранее было принято расшифровывать как «Нельзя писать своей изящнейшей и точнейшей кистью интервью (interview) мадемуазель Кеньо из Оперы». Однако, изучив текст оригинала, Шопп обнаружил, что вместо «интервью» в нем на самом деле написано «то, что внутри» (intérieur). Подробнее о доводах ученого можно будет почитать в книге, которая выходит в парижском издательстве Phébus 4 октября.

Глава отдела фотографии и печатной продукции Национальной библиотеки Франции Сильви Обенас сказала агентству Франс Пресс, что интерпретация переписки «убедила меня с 99%-й вероятностью в том, что на картине Курбе изображена Констанс Кеньо». Еще одним весомым аргументом, по ее словам, служит тот факт, что в завещании балерины упоминается картина Курбе, на которой изображены камелии с раскрытым алым цветком в центре. По мнению Обенас, это произведение Кеньо получила в подарок от Халиля Шерифа-паши. Позднее она стала уважаемым филантропом, и поэтому, считает Обенас, ее связь со скандальной картиной со временем была утрачена.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+