18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Сюрреализм без берегов

№66
Материал из газеты

Сборник текстов, ранее существовавших как разрозненные листовки и статьи, был подготовлен Ги Жираром специально для «Гилеи», впервые увидел свет на русском языке и за рубежом не выходил

В книгу включены тексты, написанные по  обе  стороны Атлантики начиная с 1920-х и заканчивая — внимание — 2000-ми годами. Словно в доказательство того, что дело сюрреализма процветает поверх исторических и географических границ. Но минуя Россию — «воззваний» и «трактатов» наших художников в сборнике нет.

Зато есть манифесты белградской и пражской групп, декларации румынских и голландских сюрреалистов, представителей Латинской Америки и стран арабского мира. Андре Бретон, автор Первого и Второго сюрреалистических манифестов, колесил по миру, распространяя свои идеи. Движение быстро превратилось в «сюрреалистический интернационал» с «агентурной сетью», а его участники демонстрировали поразительную гомогенность эстетических, социальных и политических взглядов. Самими адептами сюрреализма его феномен в «Воззваниях и трактатах» интерпретируется как «координация… методов и учений» в качестве «примеров отрицания существующего мироустройства». «Не школа и не молельня», а «отношение к жизни», «различные проявления бунта». Авторы почти всех текстов декларируют приверженность идеям марксизма, но остаются настроены критически и непримиримо ко всей мировой повестке.

Многие их идеи кажутся прорывом для своего времени. Французы в 1920-е годы заговорили о сексуальном насилии врачей над пациентками с истерией, чехи в 1940-е писали об «освобожденной любви» поверх гендерных границ, голландцы в 1960-е цитируют «Общество спектакля» Ги Дебора, а чикагская группа в 1970-е симпатизирует движению за права афроамериканцев и коренных народов Америки. Но не менее поражает почти полная неизменность языка манифестов. Игнорируя современные теории и культурные практики, сегодняшние сюрреалисты местами скатываются в почти курьезные ана­хронизмы, едва ли сохраняющие прежний эмансипационный запал.

В рассуждениях о революции и «художественной оппозиции» можно разглядеть метафору глобальной альтернативы порядку, который кажется неудовлетворительным, но изменить который невозможно. И результирующее чувство бессилия вырождается в навязчивое повторение одних и тех же действий и слов. Говоря словами Петера Бюргера, не обеспечивает ли разрыв «между искусством и жизненной практикой» вожделенное «пространство свободы, внутри которого мыслимы альтернативы существующему положению дел»?  Валерий Леденев

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+