18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Загадочные элементы четвертого измерения Сальвадора Дали

№52
Материал из газеты

Выставка главного сюрреалиста проходит в петербургском Музее Фаберже

Любая выставка усатого каталонца, внушившего миру, что именно он и есть сюрреализм, обречена на внимание. Если на ней показаны еще и уникаты — обречена на успех. Если выставка открыта в России, где на стенах реализм, а в жизни — сплошной сюр, то на успех огромный.

Выставка в Музее Фаберже обладает всеми этими качествами. Прежде всего, это первый в Петербурге показ Сальвадора Дали в таком масштабе: 150 картин и графических листов, большая часть которых предоставлена фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также разными музеями и частными коллекционерами. Главный куратор выставки Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда, выставку задумал как диалог художника и старых мастеров.

Первый, а может быть, и главный хит — «Пейзаж с загадочными элементами» (1934). Фонд приобрел эту картину у частного коллекционера в 2011 году за $11 млн. Это была сенсация. Особенно если учесть, что аукционный рекорд на Дали ушел недалеко — $21,6 млн за «Портрет Поля Элюара». Он был установлен в том же году. Дали отсылает в этом пейзаже к своему кумиру — художнику № 1 в его табели о рангах, «всеобъемлющему сюрреалисту» Яну Вермееру. Точнее, к его картине «Аллегория живописи» из венского Музея истории искусства. На картине голландца художник пишет юную модель, возможно символ прогрессивных Нидерландов, рядом с картой страны. Главный персонаж у Дали, также художник, сидит перед моделью, завернутой в плотную драпировку, на фоне ампурданского поселка Порт-Льигат. Не мог Дали забыть и себя любимого, нарисовав ребенка в костюме моряка с няней. И еще неизвестно, кого изобразит художник. Может быть, именно морячка.

В 1945 году Дали создает серию иллюстраций к автобиографии Бенвенуто Челлини, универсала эпохи Ренессанса. В акварелях и рисунках чернилами, представленных на выставке, он уходит от канонического текста, создавая одним росчерком пера эффектное размышление на вечную тему: художник и модель.

Серия иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, заказанная Дали в 1950 году к 700-летию поэта Государственным полиграфическим институтом Италии, привела к созданию 102 листов в разных техниках: акварель, гуашь, сангина и чернила. Позднее ровно 100 были воспроизведены в технике фотогравюры. Вся итоговая серия показана в Петербурге. Дантов ад по Дали — страшный, но естественный. Рай — эфемерный и невсамделишный.

В начале 1980-х Дали делает посвящения Микеланджело, в России прежде не выставлявшиеся. Возможно, смерть жены в 1982 году подвигла его на создание картины «Геологическое эхо. Пьета». Художник «вырезает» фигуры Девы Марии и Христа в скалистом пейзаже Кадакеса. На полотне «По мотивам „Головы Джулиано Медичи“ Микеланджело» объединяет классицистическое изображение мецената и сюрреалистический каменистый пейзаж.Выставку завершает картина «В поисках четвертого измерения». В отличие от физиков, Дали считал, что проникновение в четвертое измерение дарует бессмертие. Нужно небольшое усилие — заставить часы со смятым циферблатом показывать точное время. 

Музей Фаберже
Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик
До 2 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+