18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Гала-концерт» в Национальном музее искусства Каталонии

№65
Материал из газеты

В Барселоне открывается выставка, посвященная жене, музе, модели и менеджеру самого знаменитого сюрреалиста — Сальвадора Дали

Среди почти 200 экспонатов — не только живопись и графика Сальвадора Дали, но и работы Макса Эрнста, фотографии Ман Рэя, Брассая и Сесила Битона, запечатлевшие Гала, а также ее роскошные туалеты. Внушительная часть их прибыла из ведущих музеев мира, в том числе из парижского Центра Помпиду, мадридских Центра искусства королевы Софии и Музея Тиссен-Борнемиса. 

С главной женщиной в своей жизни Дали познакомился, когда она была еще женой Поля Элюара, и понял, что встретил мечту. Ребенком он был заворожен русской игрушкой — калейдоскопом, в котором можно было увидеть тройку лошадей с девочкой в санях. Эту русскую девочку Сальвадор и узнал в Гала, хотя наверняка это была одна из его бесчисленных мистификаций, дама его сердца не могла не прий­ти из мира его грез. 

Настоящая femme fatale, вскружившая голову трем гениям: Дали, Полю Элюару и Максу Эрнсту, Гала всегда поддерживала свой образ женщины-праздника. Образованная, эмансипированная, на правах жены Элюара она вошла в художественный мир Парижа. Элюар был первым, кто назвал Галю, как почему-то предпочитала называть Елену Дьяконову ее мать, Гала — с ударением на последний слог. И этот праздник Дали, младше ее на десять лет, не захотел делить ни с кем. Гала принесла удачу Дали, по крайней мере именно после встречи с ней его карьера резко пошла вверх. Светская львица сумела заинтересовать творчеством молодого каталонца его первых почитателей, обивая пороги галерей и коллекционеров и убеждая парижскую богему в гениальности возлюбленного, имевшего репутацию безумца. Гала поддерживала экстравагантный имидж мужа, подыгрывая ему в чудачествах, ставших неотъемлемой частью его искусства. Фактически она долгие годы была менеджером Дали, и весьма успешным. Хотя коммерческой стороной успеха влияние Гала не ограничивалось — прежде всего она оставалась его музой. 

В своем дневнике Дали признавался: «Гала, моя жена, в сущности является Градивой, ведущей вперед, моей Победой». Речь здесь идет о древнеримском барельефе с фигурой молодой шагающей женщины, Градивы (на латыни — «шагающая»). В 1930-е он написал целый цикл картин, изображающих Гала — Градиву. Надо сказать, что образ Градивы волновал не только Дали. История ожившей скульптуры была описана в опубликованном в начале ХХ века романе Вильгельма Йенсена «Градива», где главный герой наяву встречает девушку из своего сна, как будто сошедшую с античного барельефа. В 1937 году Андре Бретон и Марсель Дюшан открыли галерею «Градива», объявив «женщину-сновидение, шагающую сквозь стены», музой сюрреализма, хотя к Гала это отношения не имело: коллеги Дали по сюрреализму ее недолюбливали. 

«Градива» Дали радикально отличалась от античного оригинала. Сквозь порванный хитон вызывающе торчала обнаженная грудь, а во вспоротом животе копошились черви. Сама же «шагающая» в скалах Порт-Льигата, где построили дом Гала и Дали, пребывала в состоянии экстаза. Художник свою музу всегда изображал более чем экстравагантно. В «Портрете с омаром» гигантское морское чудище охватывает голову Гала, а от ее носа отлетает самолет. Дали легко превращал ее тело в причудливое псевдоренессансное архитектурное сооружение, стоящее на тонких колоннах. А в картине «Гала и „Анжелюс“ Милле», где Гала изображена с Лениным и Горьким, ее лицо искажено не самой симпатичной гримасой. В «Великом мастурбаторе» ее голова выступает из биомассы, окруженная саранчой и муравьями, а в «Галатее сфер» распадается на атомы. 

Для художника Гала была не только вдохновительницей, не только моделью, но и его медиумом, материалом, глиной, из которой он лепил свои сновидения. «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал он в своем дневнике. И правда, эти двое стали как будто не просто гением и его музой, но одним художником. Фактически Дали первым начал подписывать работы «Гала — Сальвадор Дали», сделав жену своим соавтором, еще в 1930-е, задолго до появления супружеских пар художников-соавторов, как Илья и Эмилия Кабаковы, Христо и Жанна-Клод. Она была его Галатеей, но и он был ее творением в полной мере. Однако, прожив счастливую и долгую жизнь, курсируя между домом в Порт-Льигате, Парижем и Нью-Йорком, на закате своих дней Гала и Дали предпочли жить отдельно друг от друга. 

Дали купил своей музе замок в Пуболе — отсюда и подзаголовок барселонской выставки. Несколько лет Гала прожила в «своей комнате», пытаясь открыть еще одного будущего гения, как открыла когда-то Элюара и Дали. Отныне муж мог посещать замок только с письменного разрешения жены. Впрочем, на этот раз ее миссия не увенчалась успехом. Молодые кандидаты просаживали ее деньги, а кому-то она даже дарила картины своего гениального супруга. Однако умирать Гала все же приехала к Дали, покинув этот мир в 1982 году (Сальвадор пережил ее на семь лет). И все же, несмотря на «свою комнату в Пуболе», Гала навсегда останется «Мадонной Порт-Льигата», став настоящей иконой модернизма. 

Национальный музей искусства Каталонии
Гала — Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе
5 июля – 14 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+