18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Мастерская Ильи Кабакова стала частью Третьяковской галереи

Легендарное пространство на Сретенском бульваре останется открытой для экспериментов мастерской

Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве. Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»
Мастерская Ильи Кабакова на Сретенском бульваре в Москве.
Фото: Фонд Игоря Макаревича. Музей современного искусства «Гараж»

Незадолго перед открытием в Новой Третьяковке ретроспективной выставки Ильи и Эмилии Кабаковых «В будущее возьмут не всех» художники решили передать музею легендарную мастерскую. С начала 1970-х по конец 1980-х годов мастерская Ильи Кабакова, расположенная на чердаке дома страхового общества «Россия» по адресу Сретенский бульвар, 6/1, была одним из важнейших центров неофициальной художественной Москвы. «…Климат содружества был так характерен для жизни этих художников, поэтов, джазменов, писателей, как бы по счастливой случайности встречавшихся в одном слое», — писал Илья Кабаков о Москве, имея в виду и атмосферу своей студии. В 1989 году художник уехал работать за границу, братство распалось, не выдержав испытания свободой и конкуренцией, как признают все очевидцы и участники. Но мастерская сохранила свою притягательность и свою атмосферу — с благословения Ильи Кабакова в ней разместился Институт проблем современного искусства (ИПСИ) под руководством Иосифа Бакштейна, также завсегдатая мастерской в 1970-х годах.

«Мы решили передать мастерскую Ильи Третьяковской галерее, потому что нам очень хотелось ее сохранить как место, где в 1970-х и 1980-х собирались художники и где происходило что-то важное. Почему именно Третьяковская галерея? Она сейчас очень изменилась. Конечно, благодаря ее директору Зельфире Трегуловой, которая полностью перестроила эту старую машину», — рассказала The Art Newspaper Russia Эмилия Кабакова. По ее словам, пространство не станет мемориальным и это место не будет музеем художника Ильи Кабакова, хотя такой вариант предлагался. ИПСИ переедет в соседнюю мастерскую.

В мастерской планируется сделать доступной документацию концептуального искусства 1970–1980-х, книги и документы. Кроме того, Кабаковы дарят несколько работ, которые были здесь. «Оригиналов уже нет, но сделаны авторские повторения. Это две „белые“ картины — „Человек и домик“ и „Бердянская коса“ — и инсталляция „16 веревок“, они будут находиться там постоянно. У Третьяковской галереи уже есть работы Ильи, мы тоже до этого дарили некоторые вещи, так что экспозицию мастерской можно менять», — уточнила Эмилия Кабакова.

Что касается выставочной программы, то экспозиции будут стилистически похожи на квартирные и студийные выставки. «Работа не обязательно должна быть повешена на стену. Если это выставка молодого художника, принеси столько картин и объектов, сколько там помещается, и расставь их — пусть люди приходят и обсуждают, устраивают вечера и встречи. Мы хотим повторить атмосферу — она, конечно, ностальгическая, но все равно сегодняшняя», — сказала Эмилия Кабакова.

Это не первая новость о расширении Третьяковки за последние месяцы — ранее стало известно, что в музей влился особняк мецената Степана Рябушинского на Малой Никитской улице и ему полностью отдадут здание Центрального дома художника, которым займется лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+