Канонизация Кабакова

В пятницу, 13-го, на «Первом канале» (в 00:40) начинается еженедельный (по одной серии в неделю) показ документального фильма, посвященного жизни и творчеству Ильи Кабакова, самого известного из ныне живущих русских художников. Фильм снят под руководством продюсера и журналиста Анатолия Малкина (автор сценария Людмила Сатушева, режиссер Михаил Кандалов), взявшего на себя функцию собеседника и достаточно долго договаривавшегося с художником о съемках: Илья Кабаков и его жена, соавтор, Эмилия — весьма занятые люди. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова Жук ($5,8 млн, 2008) и Номер люкс ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Пресс-служба «Первого канала» объясняет причины своего повышенного интереса к одному из отцов-основателей школы московского концептуализма так: «Как ни удивительно, этот грандиозный успех пришел к Кабакову после 55 лет. Тогда, когда, как он сам говорит, „полностью сформировавшийся советский тип“ принял решение уехать на Запад. Жизнь этого человека, его судьба, его семья, его отношения с искусством состоят из бесчисленного числа парадоксов, которые так сложно понять сразу, но которые так увлекательно разгадывать, слушая его воспоминания...»

Анатолий Малкин известен как создатель «Авторского телевидения» и талантливый кинодокументалист, снявший не один многосерийный биографический цикл («Андрей и Зоя», «Прошу не называть моего имени»). Илья Кабаков — прекрасный и обаятельный рассказчик, одно из главных достоинств которого — глубинная рефлексия, лежащая в основе всего его творчества, четкое понимание своих целей и задач. Несмотря на это, в работе над фильмом были и вполне объективные сложности. «Там такая сложная ситуация, — рассказывает Анатолий Малкин, — когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили — о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Но больше Кабаков нас к себе не подпустил. К сожалению, не удалось продолжить съемки и в Париже, где открывалась его выставка. Во-первых, выставка была сложной, и, во-вторых, художник по-прежнему себя плохо чувствовал — он все-таки уже очень пожилой человек».

Пока анонсировано содержание двух серий этого документального фильма.

Фильм первый (пятница 13 февраля, 00:40)

Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения рожденных в 1933 году и страха как индивидуальной черты его характера. Илья Иосифович Кабаков родился в пригороде Днепропетровска в семье слесаря Иосифа Кабакова и бухгалтера Беллы Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Московскую художественную школу, и мать, не имея столичной прописки, но следуя за талантливым сыном, долгое время мыкалась по углам и жила в самых невероятных местах: в кладовках для швабр, в сараях и туалетах… По окончании Художественного института имени Сурикова Кабаков работает в детском книжном издательстве и ведет «двойную жизнь» неофициального художника в своей мастерской в доме «Россия».

Фильм второй (пятница, 20 февраля, 00:45)

Жена Ильи Кабакова Эмилия — его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволили Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство «неотвратимости судьбы» через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)… А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя…

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+