Канонизация Кабакова

В пятницу, 13-го, на «Первом канале» (в 00:40) начинается еженедельный (по одной серии в неделю) показ документального фильма, посвященного жизни и творчеству Ильи Кабакова, самого известного из ныне живущих русских художников. Фильм снят под руководством продюсера и журналиста Анатолия Малкина (автор сценария Людмила Сатушева, режиссер Михаил Кандалов), взявшего на себя функцию собеседника и достаточно долго договаривавшегося с художником о съемках: Илья Кабаков и его жена, соавтор, Эмилия — весьма занятые люди. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова Жук ($5,8 млн, 2008) и Номер люкс ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Пресс-служба «Первого канала» объясняет причины своего повышенного интереса к одному из отцов-основателей школы московского концептуализма так: «Как ни удивительно, этот грандиозный успех пришел к Кабакову после 55 лет. Тогда, когда, как он сам говорит, „полностью сформировавшийся советский тип“ принял решение уехать на Запад. Жизнь этого человека, его судьба, его семья, его отношения с искусством состоят из бесчисленного числа парадоксов, которые так сложно понять сразу, но которые так увлекательно разгадывать, слушая его воспоминания...»

Анатолий Малкин известен как создатель «Авторского телевидения» и талантливый кинодокументалист, снявший не один многосерийный биографический цикл («Андрей и Зоя», «Прошу не называть моего имени»). Илья Кабаков — прекрасный и обаятельный рассказчик, одно из главных достоинств которого — глубинная рефлексия, лежащая в основе всего его творчества, четкое понимание своих целей и задач. Несмотря на это, в работе над фильмом были и вполне объективные сложности. «Там такая сложная ситуация, — рассказывает Анатолий Малкин, — когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили — о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Но больше Кабаков нас к себе не подпустил. К сожалению, не удалось продолжить съемки и в Париже, где открывалась его выставка. Во-первых, выставка была сложной, и, во-вторых, художник по-прежнему себя плохо чувствовал — он все-таки уже очень пожилой человек».

Пока анонсировано содержание двух серий этого документального фильма.

Фильм первый (пятница 13 февраля, 00:40)

Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения рожденных в 1933 году и страха как индивидуальной черты его характера. Илья Иосифович Кабаков родился в пригороде Днепропетровска в семье слесаря Иосифа Кабакова и бухгалтера Беллы Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Московскую художественную школу, и мать, не имея столичной прописки, но следуя за талантливым сыном, долгое время мыкалась по углам и жила в самых невероятных местах: в кладовках для швабр, в сараях и туалетах… По окончании Художественного института имени Сурикова Кабаков работает в детском книжном издательстве и ведет «двойную жизнь» неофициального художника в своей мастерской в доме «Россия».

Фильм второй (пятница, 20 февраля, 00:45)

Жена Ильи Кабакова Эмилия — его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволили Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство «неотвратимости судьбы» через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)… А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя…

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+