18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянной Новой Ладоге грозит гибель

Историческая застройка Новой Ладоги, ее деревянные дома находятся под угрозой уничтожения

Градозащитники общественного движения «Живой город» и жители Новой Ладоги обратились к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко с просьбой защитить деревянное зодчество старинного города. Для этого нужен серьезный комплекс мер: присвоение охранного статуса и юридическое урегулирование вопросов принадлежности памятников.

«В Ленобласти на словах все за сохранение исторического наследия, но реально ничего не делают, — сокрушается Дмитрий Литвинов, координатор общественного градозащитного движения «Живой город». — А старые дома в историческом центре годами стоят пустые и заброшенные!»

Новая Ладога — город в Волховском муниципальном районе Ленинградской области. До появления в этих местах города здесь находился Николо-Медведский монастырь, возникший в XIV или XV веке. В 15 км выше по реке Волхов стоит село Старая Ладога — по археологическим данным, это древнейший город Руси, возможная столица государства Рюрика. В устье Волхова в 1702 году по приказу Петра Первого была построена судоверфь, а в 1704 году по указу императора был основан город Новая Ладога.

Местных жителей тревожит то, что расселенным сейчас деревянным домам в центре города грозит уничтожение. Таких домов-памятников только на центральной улице города — больше десятка. Местная администрация заколотила окна и двери на первых этажах старыми досками, однако эта «консервация» не является препятствием для злоумышленников — не проходит и недели без сообщений, что неизвестные люди проникли внутрь дома. Только за прошедший год от огня пострадали три из 12 деревянных построек.

Когда-то украшением Новой Ладоги было здание бывшей городской управы с пожарной каланчой, возвышавшейся над городом. В последние десятилетия в нем располагалась детская художественная школа. Но в 2008 году случился пожар, здание серьезно пострадало и с тех пор так и стоит в руинах.

Особенные опасения вызывает у градозащитников судьба дома Протодьяконовой (дом Стариковых) — это объект культурного наследия регионального значения, построенный в первой трети XIX в. Это один из красивейший и старейших, а возможно, самый старый деревянный дом Новой Ладоги, в нем неоднократно останавливался знаменитый художник-передвижник Василий Максимов. Недавно в очередной раз дом был вскрыт, жители боятся за его судьбу.

«Этот дом играет важную градостроительную роль как здание, определяющее фрагмент дорегулярной планировки города, — считает представитель государственной историко-культурной экспертизы Евгений Борисенко. — Он является градостроительной средой для расположенного на противоположной стороне комплекса Климентовской церкви». В Комитете по культуре Ленинградской области сообщали, что дом может быть передан приходу Климентовской церкви. Однако, по последней информации, у прихода, занятого сейчас подготовкой к восстановлению ансамбля церквей Климента и Спаса Нерукотворного, средств на еще один объект не нашлось, и от дома Протодьяконовых ему пришлось отказаться.

Еще в конце мая этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обещал, что в течение пяти лет, начиная с 2019 года, в развитие Новой Ладоги будет вложено 450 млн руб. Но проблема Новой Ладоги в том, что большинство исторических зданий, которые находятся в плохом состоянии, — это муниципальная собственность, а не областная. То есть из бюджета области выделять средства на их реставрацию и сохранение нельзя. А у муниципалов денег на это нет.

«Мы направили запрос волховским муниципальным властям с вопросом: почему бы им не инициировать передачу здания на баланс областных властей? — рассказал градозащитник Дмитрий Литвинов. — Ответа пока нет. Получается замкнутый круг: те, у кого есть деньги, жалуются, что исторические памятники им не принадлежат, а у владельцев не средств. Но мы будем продолжать бороться за сохранение исторического деревянного зодчества».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+