18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обзор самых громких сюжетов в реставрации за последние 5 лет

The Art Newspaper Russia в своих номерах и на сайте за минувшие пять лет рассказывала о реставрации многих памятников архитектуры и искусства. Некоторые из этих объектов сегодня спасены, другие ждут своего часа. Какие-то спасти не удалось

Дом Мельникова

В 2013 году позади титульного памятника русского авангарда начали рыть 15-метровый котлован под новое строительство. Дом Константина Мельникова оказался на краю обрыва, в стенах появились трещины. Государство не выделяло средств на реставрацию памятника, который содержался в тот момент только силами семьи архитектора. В августе 2015-го Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, получив права на половину здания, выселил оттуда внучку Мельникова и открыл дом-мастерскую для посещения. Предполагалось, что должна начаться реставрация, но этого до сих пор не произошло.

Паровозное Круговое депо

C 2011 года ОАО «РЖД» добивалось исключения из реестра памятников паровозного Кругового депо Николаевской железной дороги, возведенного в 1846–1851 годах Константином Тоном, самого старого в России памятника железнодорожной архитектуры. Тогдашний глава РЖД Владимир Якунин дезинформировал общественность, утверждая, что на месте депо возведен новодел. В 2013-м он добился разрешения на снос, и в ночь на 31 мая памятник начали разбирать. Из 22 паровозных стойл девять снесли. Cнос удалось остановить. От РЖД требовали восстановить депо в качестве музея. Якунина уже давно сменил новый глава компании, а уцелевшая половина депо, что рядом с подъездными путями пригородных электричек Ленинградского вокзала, так и стоит, медленно разрушаясь.

Фрески Василия Маслова в доме Стройбюро

В 2013-м в подмосковном Королеве начали сносить конструктивистский дом Стройбюро — главное здание Болшевской трудовой коммуны, на тот момент проходившее экспертизу для включения в реестр памятников. Под слоями старой краски и обоев нашли два панно художника Василия Маслова, коммунара, репрессированного в 1938‑м. Первое панно — «Индустриализация» (2х6 м) — чудом успели снять со стены и вывезти. К лету 2016 года шедевр Маслова, на спасение которого уже не надеялись (фрески в Болшеве — единственные сохранившиеся его монументальные работы), восстановлен преподавателями и выпускниками Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. Однако под завалами дома Стройбюро остается вторая фреска Маслова. Шансы на ее спасение минимальны.

Дом Наркомфина

Известия о грядущей реставрации дома Наркомфина, возведенного в 1930 году Моисеем Гинзбургом, появлялись с завидной периодичностью последние 20 лет. Его неоднократно пытались снести, но не успели: здание признали памятником. В 2014‑м о начале восстановительных работ заявил Александр Сенаторов, главный инвестор, владелец группы «Коперник». Работы так и не были начаты, и в 2016 году Сенаторов продал принадлежавшую ему часть здания (2 тыс. кв. м) компании «Лига прав», которая и будет его реставрировать. Выбор автора проекта реставрации (им стал внук Моисея Гинзбурга, глава бюро Ginzburg Architects Алексей Гинзбург) гарантирует, что объект культурного наследия будет восстановлен в первозданном виде. Верхний этаж коммунального корпуса и цокольный этаж жилого, достроенные в 1940–1950-х, демонтируют.

Дом Прошиных на Тверской-Ямской

Доходный дом Прошиных (он же Дом с подснежниками) на 1-й Тверской-Ямской, д. 22, незаконно снесенный в 2014 году, — одна из главных архитектурных утрат Москвы последнего десятилетия. Рекомендованный экспертами к включению в список памятников, он так и не был признан объектом культурного наследия. По решению Мосгорнаследия, собственник здания должен был сохранить нетронутым фасад в стиле модерн — полихромный орнаментальный фриз с подснежниками в технике сграффито. На сегодняшний день правительством Москвы принято решение о том, что компания, ответственная за снос, должна восстановить фасад. Пока это не сделано.

Шуховская радиобашня

Предложение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 2014 года разобрать и перенести радиобашню под надуманным предлогом — дескать, она в аварийном состоянии и грозит обрушиться, — вызвало возмущение архитектурного сообщества. Идея Минкомсвязи, в чьей собственности находится памятник, противоречит российским законам, по которым памятник неотделим от своей территории, к тому же разобрать и заново собрать башню невозможно. Заявление об аварийном состоянии тогда же опровергли специалисты Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова, в течение десятилетий следившего за состоянием башни. Сегодня сотрудников ЦНИИПСК не допускают к башне, занимается ею фирма, не имеющая опыта таких работ. Собственник делает все, чтобы конструкция рухнула — в течение многих лет ее даже не покрывали антикоррозийной краской. Мосгорнаследие тем не менее сообщает, что в мае 2016-го на башне завершились противоаварийные работы — внутрь встроили конструкцию, которая поддерживает ярусы и позволяет разгрузить их, — и уже 30 января 2017 года должна быть закончена реставрация, которая в действительности еще не началась.

Палаты Пожарских

Памятник XVII–XVIII веков, один из лучших образцов нарышкинского барокко, палаты Пожарских на Большой Лубянке, д. 14 (главный дом усадьбы — описанный в «Войне и мире» Толстого дом Растопчина), еще в 2014 году стояли пустыми с большими утратами и прохудившейся крышей. Объект, при советской власти принадлежавший органам, в 1990-х был у них изъят и передан в собственность банку. Но банк разорился, собственники главного дома после этого менялись, а, поскольку правый флигель вместе с оградой оставался во владении ФСБ, реставрация фактически не велась. Государство добилось возвращения дома по суду, и сегодня памятнику придан первоначальный вид, по крайней мере снаружи.

«Се, Человек» Тициана в ГМИИ им. Пушкина

Полотно позднего Тициана из знаменитой коллекции Кристофоро Барбариго, похищенное в 1927 году, нашли в 1931-м в земле в таком ужасном состоянии, что, как считалось, восстановлению оно не подлежит. Но сегодняшние технологии дают реставраторам больше возможностей. В 2016 году была начата реставрация, которая продолжается по сей день.

Восстановление монастырей в Кремле

Два года назад Владимир Путин впервые предложил восстановить разрушенные в 1930‑е годы Чудов и Вознесенский монастыри. Для этого предполагалось снести возведенный Иваном Рербергом 14-й корпус Кремля. Это вызвало недоумение в ЮНЕСКО; эксперты, согласившись с планами по сносу, по поводу нового строительства в Кремле высказались осторожно. Это должно было быть именно новое строительство: специалисты подтвердили, что ни от Чудова, ни от Вознесенского монастыря, кроме захоронений, ничего не осталось. Поэтому разум возобладал, и, видимо, нового строительства в Кремле все-таки не будет.

Электротеатр «Художественный»

Когда 12 марта 2014 года старейший кинотеатр Москвы, возведенный в 1909-м по проекту Николая Благовещенского и перестроенный Федором Шехтелем, закрыли на реставрацию, партнеры архитектурного бюро Wowhaus, выигравшего конкурс на этот проект, были полны оптимизма. Но в 2016 году обнаружилось, что ничего не сделано, часть лепнины сбита, а в крыше кинозала образовалась дыра. У здания были все шансы пополнить ряды погибших памятников архитектуры, если бы не предприниматель Александр Мамут, арендовавший кинотеатр на 20 лет. За два года он обязуется провести полную научную реставрацию.

Жилые дома в Зарядье

Два года назад TANR впервые сообщила об угрозе сноса последних жилых построек в Зарядье: доходного дома Персица и дома страхового общества «Якорь» (ул. Варварка, д. 14, стр. 1, 2), примыкающих к оригинальному фрагменту Китайгородской стены. Теперь снос начался. Вместо разрешенной реставрации будет проведено так называемое воссоздание, а на деле — новое строительство. На месте ценных градоформирующих объектов появится огромная гостиница Mandarin Oriental, нарушающая все юридические нормы, работающие в охранной зоне Кремля.

Усадьба Архангельское

Принятая в 2016 году концепция реставрации музея «Архангельское» вызывает опасения. На подготовку проекта реставрации Минкульт РФ просил у правительства абсурдную сумму — 634,1 млн руб., а на саму реставрацию — 3,64 млрд руб. (к 2019 году работы должны быть завершены). Главные вопросы вызывает предполагаемое воссоздание на территории усадьбы двух деревень и домов служителей церкви, то есть новое строительство. Кроме того, нынешний директор Вадим Задорожный — одновременно владелец соседнего частного музея техники, с которым у «Архангельского» затяжной территориальный спор, а это явный конфликт интересов. Так как прилегающий к дворцу пейзажный парк не имеет охранного статуса, усадьба может лишиться этих земель, они пойдут под застройку. Кроме того, в Минкульте обсуждается пересмотр охранного статуса Архангельского. Если вместо «ансамбля» усадьба станет «достопримечательным местом», она может вовсе лишиться прав на парк.

Скульптура и керамика из трофейной берлинской коллекции в ГМИИ им. Пушкина

Речь идет о вещах, которые до 1941-го находились в берлинском Музее кайзера Фридриха (ныне Музей Боде), а в конце войны были свезены в бункер в парке Фридрихсхайн и, как считалось, погибли в пожаре. Все, что смогли тогда найти, сложили в ящики и вывезли в СССР. С тех пор этими вещами занимаются реставраторы. Но если кипрская коллекция — более 200 терракотовых фигур и столько же ваз — в основном восстановлена и была представлена на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в 2014 году, то ренессансная скульптура, пострадавшая тогда же, 70 лет считалась утраченной. Речь, в частности, о скульптурах Донателло: фрагментарно сохранившемся бронзовом «Иоанне Крестителе» и мраморном рельефе «Бичевание Христа», разбитом на куски. Они в плохом состоянии, но сегодня реставраторы ГМИИ и Музея Боде вместе работают над их восстановлением, и уже нет сомнений в том, что со временем они займут свое место в обновленной экспозиции московского музея.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+