18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Обзор самых громких сюжетов в реставрации за последние 5 лет

The Art Newspaper Russia в своих номерах и на сайте за минувшие пять лет рассказывала о реставрации многих памятников архитектуры и искусства. Некоторые из этих объектов сегодня спасены, другие ждут своего часа. Какие-то спасти не удалось

Дом Мельникова

В 2013 году позади титульного памятника русского авангарда начали рыть 15-метровый котлован под новое строительство. Дом Константина Мельникова оказался на краю обрыва, в стенах появились трещины. Государство не выделяло средств на реставрацию памятника, который содержался в тот момент только силами семьи архитектора. В августе 2015-го Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, получив права на половину здания, выселил оттуда внучку Мельникова и открыл дом-мастерскую для посещения. Предполагалось, что должна начаться реставрация, но этого до сих пор не произошло.

Паровозное Круговое депо

C 2011 года ОАО «РЖД» добивалось исключения из реестра памятников паровозного Кругового депо Николаевской железной дороги, возведенного в 1846–1851 годах Константином Тоном, самого старого в России памятника железнодорожной архитектуры. Тогдашний глава РЖД Владимир Якунин дезинформировал общественность, утверждая, что на месте депо возведен новодел. В 2013-м он добился разрешения на снос, и в ночь на 31 мая памятник начали разбирать. Из 22 паровозных стойл девять снесли. Cнос удалось остановить. От РЖД требовали восстановить депо в качестве музея. Якунина уже давно сменил новый глава компании, а уцелевшая половина депо, что рядом с подъездными путями пригородных электричек Ленинградского вокзала, так и стоит, медленно разрушаясь.

Фрески Василия Маслова в доме Стройбюро

В 2013-м в подмосковном Королеве начали сносить конструктивистский дом Стройбюро — главное здание Болшевской трудовой коммуны, на тот момент проходившее экспертизу для включения в реестр памятников. Под слоями старой краски и обоев нашли два панно художника Василия Маслова, коммунара, репрессированного в 1938‑м. Первое панно — «Индустриализация» (2х6 м) — чудом успели снять со стены и вывезти. К лету 2016 года шедевр Маслова, на спасение которого уже не надеялись (фрески в Болшеве — единственные сохранившиеся его монументальные работы), восстановлен преподавателями и выпускниками Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова. Однако под завалами дома Стройбюро остается вторая фреска Маслова. Шансы на ее спасение минимальны.

Дом Наркомфина

Известия о грядущей реставрации дома Наркомфина, возведенного в 1930 году Моисеем Гинзбургом, появлялись с завидной периодичностью последние 20 лет. Его неоднократно пытались снести, но не успели: здание признали памятником. В 2014‑м о начале восстановительных работ заявил Александр Сенаторов, главный инвестор, владелец группы «Коперник». Работы так и не были начаты, и в 2016 году Сенаторов продал принадлежавшую ему часть здания (2 тыс. кв. м) компании «Лига прав», которая и будет его реставрировать. Выбор автора проекта реставрации (им стал внук Моисея Гинзбурга, глава бюро Ginzburg Architects Алексей Гинзбург) гарантирует, что объект культурного наследия будет восстановлен в первозданном виде. Верхний этаж коммунального корпуса и цокольный этаж жилого, достроенные в 1940–1950-х, демонтируют.

Дом Прошиных на Тверской-Ямской

Доходный дом Прошиных (он же Дом с подснежниками) на 1-й Тверской-Ямской, д. 22, незаконно снесенный в 2014 году, — одна из главных архитектурных утрат Москвы последнего десятилетия. Рекомендованный экспертами к включению в список памятников, он так и не был признан объектом культурного наследия. По решению Мосгорнаследия, собственник здания должен был сохранить нетронутым фасад в стиле модерн — полихромный орнаментальный фриз с подснежниками в технике сграффито. На сегодняшний день правительством Москвы принято решение о том, что компания, ответственная за снос, должна восстановить фасад. Пока это не сделано.

Шуховская радиобашня

Предложение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 2014 года разобрать и перенести радиобашню под надуманным предлогом — дескать, она в аварийном состоянии и грозит обрушиться, — вызвало возмущение архитектурного сообщества. Идея Минкомсвязи, в чьей собственности находится памятник, противоречит российским законам, по которым памятник неотделим от своей территории, к тому же разобрать и заново собрать башню невозможно. Заявление об аварийном состоянии тогда же опровергли специалисты Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова, в течение десятилетий следившего за состоянием башни. Сегодня сотрудников ЦНИИПСК не допускают к башне, занимается ею фирма, не имеющая опыта таких работ. Собственник делает все, чтобы конструкция рухнула — в течение многих лет ее даже не покрывали антикоррозийной краской. Мосгорнаследие тем не менее сообщает, что в мае 2016-го на башне завершились противоаварийные работы — внутрь встроили конструкцию, которая поддерживает ярусы и позволяет разгрузить их, — и уже 30 января 2017 года должна быть закончена реставрация, которая в действительности еще не началась.

Палаты Пожарских

Памятник XVII–XVIII веков, один из лучших образцов нарышкинского барокко, палаты Пожарских на Большой Лубянке, д. 14 (главный дом усадьбы — описанный в «Войне и мире» Толстого дом Растопчина), еще в 2014 году стояли пустыми с большими утратами и прохудившейся крышей. Объект, при советской власти принадлежавший органам, в 1990-х был у них изъят и передан в собственность банку. Но банк разорился, собственники главного дома после этого менялись, а, поскольку правый флигель вместе с оградой оставался во владении ФСБ, реставрация фактически не велась. Государство добилось возвращения дома по суду, и сегодня памятнику придан первоначальный вид, по крайней мере снаружи.

«Се, Человек» Тициана в ГМИИ им. Пушкина

Полотно позднего Тициана из знаменитой коллекции Кристофоро Барбариго, похищенное в 1927 году, нашли в 1931-м в земле в таком ужасном состоянии, что, как считалось, восстановлению оно не подлежит. Но сегодняшние технологии дают реставраторам больше возможностей. В 2016 году была начата реставрация, которая продолжается по сей день.

Восстановление монастырей в Кремле

Два года назад Владимир Путин впервые предложил восстановить разрушенные в 1930‑е годы Чудов и Вознесенский монастыри. Для этого предполагалось снести возведенный Иваном Рербергом 14-й корпус Кремля. Это вызвало недоумение в ЮНЕСКО; эксперты, согласившись с планами по сносу, по поводу нового строительства в Кремле высказались осторожно. Это должно было быть именно новое строительство: специалисты подтвердили, что ни от Чудова, ни от Вознесенского монастыря, кроме захоронений, ничего не осталось. Поэтому разум возобладал, и, видимо, нового строительства в Кремле все-таки не будет.

Электротеатр «Художественный»

Когда 12 марта 2014 года старейший кинотеатр Москвы, возведенный в 1909-м по проекту Николая Благовещенского и перестроенный Федором Шехтелем, закрыли на реставрацию, партнеры архитектурного бюро Wowhaus, выигравшего конкурс на этот проект, были полны оптимизма. Но в 2016 году обнаружилось, что ничего не сделано, часть лепнины сбита, а в крыше кинозала образовалась дыра. У здания были все шансы пополнить ряды погибших памятников архитектуры, если бы не предприниматель Александр Мамут, арендовавший кинотеатр на 20 лет. За два года он обязуется провести полную научную реставрацию.

Жилые дома в Зарядье

Два года назад TANR впервые сообщила об угрозе сноса последних жилых построек в Зарядье: доходного дома Персица и дома страхового общества «Якорь» (ул. Варварка, д. 14, стр. 1, 2), примыкающих к оригинальному фрагменту Китайгородской стены. Теперь снос начался. Вместо разрешенной реставрации будет проведено так называемое воссоздание, а на деле — новое строительство. На месте ценных градоформирующих объектов появится огромная гостиница Mandarin Oriental, нарушающая все юридические нормы, работающие в охранной зоне Кремля.

Усадьба Архангельское

Принятая в 2016 году концепция реставрации музея «Архангельское» вызывает опасения. На подготовку проекта реставрации Минкульт РФ просил у правительства абсурдную сумму — 634,1 млн руб., а на саму реставрацию — 3,64 млрд руб. (к 2019 году работы должны быть завершены). Главные вопросы вызывает предполагаемое воссоздание на территории усадьбы двух деревень и домов служителей церкви, то есть новое строительство. Кроме того, нынешний директор Вадим Задорожный — одновременно владелец соседнего частного музея техники, с которым у «Архангельского» затяжной территориальный спор, а это явный конфликт интересов. Так как прилегающий к дворцу пейзажный парк не имеет охранного статуса, усадьба может лишиться этих земель, они пойдут под застройку. Кроме того, в Минкульте обсуждается пересмотр охранного статуса Архангельского. Если вместо «ансамбля» усадьба станет «достопримечательным местом», она может вовсе лишиться прав на парк.

Скульптура и керамика из трофейной берлинской коллекции в ГМИИ им. Пушкина

Речь идет о вещах, которые до 1941-го находились в берлинском Музее кайзера Фридриха (ныне Музей Боде), а в конце войны были свезены в бункер в парке Фридрихсхайн и, как считалось, погибли в пожаре. Все, что смогли тогда найти, сложили в ящики и вывезли в СССР. С тех пор этими вещами занимаются реставраторы. Но если кипрская коллекция — более 200 терракотовых фигур и столько же ваз — в основном восстановлена и была представлена на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в 2014 году, то ренессансная скульптура, пострадавшая тогда же, 70 лет считалась утраченной. Речь, в частности, о скульптурах Донателло: фрагментарно сохранившемся бронзовом «Иоанне Крестителе» и мраморном рельефе «Бичевание Христа», разбитом на куски. Они в плохом состоянии, но сегодня реставраторы ГМИИ и Музея Боде вместе работают над их восстановлением, и уже нет сомнений в том, что со временем они займут свое место в обновленной экспозиции московского музея.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
6
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
7
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+