Церковь в Мелётове за зиму может быть потеряна безвозвратно

Реставраторы уверены, что дальнейшее разрушение церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово под Псковом приведет к обрушению свода придела и утрате фресок XV века

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово. Фото: Полина Тычинская
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово.
Фото: Полина Тычинская

Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), с лета и до недавнего времени проводившие в церкви Успения Богородицы в Мелётове экстренные противоаварийные работы по спасению фресок, утверждают, что без восстановления самого здания сохранить его уникальную роспись не удастся. В акте осмотра объекта культурного наследия федерального значения (документ есть в распоряжении TANR) говорится, что дальнейшее разрушение несущих конструкций Никольского придела церкви приведет к обрушению его свода, а затем и южной стороны основного объема храма. Особо подчеркивается, что «предстоящий зимний сезон может стать решающим для памятника».

При этом в начале октября подведомственная Минкультуры РФ Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации отменила ряд объявленных в августе — сентябре конкурсов на общую сумму более 1,4 млрд руб., в том числе на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ церкви в Мелётове. Юрий Киселев, директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит храм, рассказал TANR, что «мы и еще 21 объект были выведены из этого списка министерством».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово. Фото: Полина Тычинская
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово.
Фото: Полина Тычинская

«Ничего конкретного по этому поводу я пока сказать не могу», — заявил он. Причины, по которым был отменен конкурс, неизвестны и искусствоведу МНРХУ Полине Тычинской, которая принимала участие в противоаварийных работах и обследовании храма.

«Вообще в последнее время часто происходят всякого рода аномалии с организацией реставрационных работ. Дополнительные проблемы возникли именно в текущем году, когда финансирование на многие древние памятники пошло не через само министерство, а через его Северо-Западную дирекцию, которая, видимо, до этого не сталкивалась с вопросами реставрации древнерусских храмов», — отметила эксперт. В Минкультуры РФ TANR не пояснили, что стало причиной отмены конкурсных процедур и как судьба памятников будет решаться в ближайшее время.

По мнению специалистов, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской Центра Грабаря и лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово. Фото: Полина Тычинская
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово.
Фото: Полина Тычинская

Еще в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем по заказу Министерства культуры РФ оценила состояние церкви. Эксперты тогда предупредили, что ситуация «остро аварийная». «Стенописи разрушаются. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — писал тогда Лифшиц в заключении.

В этом году специалисты МНРХУ зафиксировали активное расширение существующих трещин и вновь образовавшиеся трещины северной стены четверика. Описывая состояние Никольского придела, реставраторы отметили, что в течение всего летнего сезона 2017 года стены продолжили активно разрушаться: крупные фрагменты кладки выпали в южной стене храма и в восточной части придела. «Комиссия пришла к выводу, что скорость деструктивных процессов на памятнике увеличивается постоянно, есть реальная опасность обрушения памятника, и не исключено, что это произойдет очень быстро», — говорится в новом заключении экспертов.

Статьи в СМИ и организованная в Центре имени Грабаря выставка «Мелётово. Время решений» способствовали привлечению внимания к памятнику. В частности, после первой публикации TANR об ухудшении состояния фресок ситуацией вокруг храма заинтересовался пожелавший остаться анонимным руководитель одного из столичных банков. Он заявил, что готов выделить собственные средства на восстановление церкви в случае отсутствия финансирования со стороны государства. Чиновники же свои обещания выполнили лишь отчасти: выигравшие первый тендер художники-реставраторы МНХРУ до середины октября проводили противоаварийные работы по консервации живописи храма, разработка документации для проведения дальнейших реставрационных работ пока что под вопросом. При этом по итогам круглого стола в рамках выставки «Мелётово. Время решений» была одобрена идея о запуске краундфандинга, и не исключено, что Псковскому государственному музею-заповеднику придется вернуться к этой теме.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+