18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Церковь в Мелётове за зиму может быть потеряна безвозвратно

Реставраторы уверены, что дальнейшее разрушение церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово под Псковом приведет к обрушению свода придела и утрате фресок XV века

Специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ), с лета и до недавнего времени проводившие в церкви Успения Богородицы в Мелётове экстренные противоаварийные работы по спасению фресок, утверждают, что без восстановления самого здания сохранить его уникальную роспись не удастся. В акте осмотра объекта культурного наследия федерального значения (документ есть в распоряжении TANR) говорится, что дальнейшее разрушение несущих конструкций Никольского придела церкви приведет к обрушению его свода, а затем и южной стороны основного объема храма. Особо подчеркивается, что «предстоящий зимний сезон может стать решающим для памятника».

При этом в начале октября подведомственная Минкультуры РФ Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации отменила ряд объявленных в августе — сентябре конкурсов на общую сумму более 1,4 млрд руб., в том числе на разработку научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ церкви в Мелётове. Юрий Киселев, директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит храм, рассказал TANR, что «мы и еще 21 объект были выведены из этого списка министерством».

«Ничего конкретного по этому поводу я пока сказать не могу», — заявил он. Причины, по которым был отменен конкурс, неизвестны и искусствоведу МНРХУ Полине Тычинской, которая принимала участие в противоаварийных работах и обследовании храма.

«Вообще в последнее время часто происходят всякого рода аномалии с организацией реставрационных работ. Дополнительные проблемы возникли именно в текущем году, когда финансирование на многие древние памятники пошло не через само министерство, а через его Северо-Западную дирекцию, которая, видимо, до этого не сталкивалась с вопросами реставрации древнерусских храмов», — отметила эксперт. В Минкультуры РФ TANR не пояснили, что стало причиной отмены конкурсных процедур и как судьба памятников будет решаться в ближайшее время.

По мнению специалистов, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, заведующий мастерской Центра Грабаря и лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

Еще в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем по заказу Министерства культуры РФ оценила состояние церкви. Эксперты тогда предупредили, что ситуация «остро аварийная». «Стенописи разрушаются. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — писал тогда Лифшиц в заключении.

В этом году специалисты МНРХУ зафиксировали активное расширение существующих трещин и вновь образовавшиеся трещины северной стены четверика. Описывая состояние Никольского придела, реставраторы отметили, что в течение всего летнего сезона 2017 года стены продолжили активно разрушаться: крупные фрагменты кладки выпали в южной стене храма и в восточной части придела. «Комиссия пришла к выводу, что скорость деструктивных процессов на памятнике увеличивается постоянно, есть реальная опасность обрушения памятника, и не исключено, что это произойдет очень быстро», — говорится в новом заключении экспертов.

Статьи в СМИ и организованная в Центре имени Грабаря выставка «Мелётово. Время решений» способствовали привлечению внимания к памятнику. В частности, после первой публикации TANR об ухудшении состояния фресок ситуацией вокруг храма заинтересовался пожелавший остаться анонимным руководитель одного из столичных банков. Он заявил, что готов выделить собственные средства на восстановление церкви в случае отсутствия финансирования со стороны государства. Чиновники же свои обещания выполнили лишь отчасти: выигравшие первый тендер художники-реставраторы МНХРУ до середины октября проводили противоаварийные работы по консервации живописи храма, разработка документации для проведения дальнейших реставрационных работ пока что под вопросом. При этом по итогам круглого стола в рамках выставки «Мелётово. Время решений» была одобрена идея о запуске краундфандинга, и не исключено, что Псковскому государственному музею-заповеднику придется вернуться к этой теме.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+