The Art Newspaper Russia
Поиск

Фрески замерли в падении

Выставка, открывающаяся 30 марта в Центре имени Грабаря, посвящена росписям церкви Успения Богородицы XV века в селе Мелётово под Псковом

В выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря на улице Радио создали макет церковного барабана апсиды, а план церкви Успения Богородицы в натуральную величину выложили на полу. Кураторы выставки Александр Горматюк и Елена Проханова объясняют, что подобный подход, весьма распространенный в мировой музейной практике, позволяет показать комплекс росписей максимально близко к аутентичному. Впрочем, архитектурная копия церковного пространства намеренно разомкнута, а реконструкции росписей показываются не только внутри инсталляции, но и вне ее. «Это сделано для того, чтобы зритель мог воспринять и оценить живопись в формате и средствах экспонирования актуального искусства», — объясняет Александр Горматюк.

По мнению исследователей, церковь Успения в Мелётове — эталонный памятник псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии — ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве.

Историческая и художественная ценность росписей определяется исполнением, а также исключительно неповторимым выбором используемых сюжетов. Часть из них заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает композиция с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. В одной из сцен она склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал Александр Горматюк, художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia 2015 года, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается.

«Изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдено в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

По заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем оценила текущее состояние церкви. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Стенописи разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятник в сегодняшнем состоянии перенес еще один зимний период, поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания росписей уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

Пока этого не произошло, важно зафиксировать и проанализировать то, что есть. Поэтому выставка воссоздает пространство уникального храмового комплекса, а в центре экспозиции — копии-реконструкции мелётовских росписей, выполненные в 1960-х годах Адольфом Овчинниковым, выдающимся художником-реставратором Центра имени Грабаря, в натуральную величину. Интересно, что тогда эти работы привлекли внимание Министерства культуры и послужили поводом к финансированию первой научной реставрации храма. Сейчас живописные копии являются экспонатами Русского музея, и две из них даны на выставку. Кроме того, в экспозицию включены фотографии и архивные материалы.

Реконструкция живописного ансамбля будет показываться в «подиумном состоянии» под углом 30–45 градусов и освещаться боковым светом, для того чтобы лучше передать фактурные особенности и хрупкость памятника, замершего в отнюдь не символическом падении.

В рамках выставки пройдет большой круглый стол, посвященный проблемам комплексной реставрации и сохранения архитектуры и монументальной живописи церкви Успения Богородицы в Мелётове, между прочим имеющей статус памятника федерального значения.

Материалы по теме
Просмотры: 4174
Популярные материалы
1
В Москве сносят памятник конструктивизма — ДК имени Серафимовича
Строительная техника начала демонтаж здания после того, как в Департамент культурного наследия города Москвы подали заявление о проведении экспертизы для внесения его в реестр охраняемых объектов.
26 июня 2017
2
Армения покажет первую триеннале современного искусства
20 июля в Ереване и Гюмри запустится новая триеннале современного искусства, которую начнет выставка Ильи и Эмилии Кабаковых.
22 июня 2017
3
Кандинский из Музея живописной культуры продан за рекордные £33 млн
«Картина с белыми линиями», когда-то хранившаяся в Музее живописной культуры на Волхонке и в Третьяковской галерее, продана на вечернем аукционе Sotheby’s 21 июня в Лондоне за £33 млн.
22 июня 2017
4
Андрей Кончаловский готовит фильм о Микеланджело
Картина расскажет о поездках скульптора в Каррару. Кастинг на главную роль продолжается. Российский режиссер готов к работе в том числе и с непрофессиональными актерами.
21 июня 2017
5
Три Бакста
Три издания, каждое из которых по-своему эффектно, стали хорошим дополнением к юбилейным выставкам художника.
23 июня 2017
6
Братская доля: Альберто и Диего
Ретроспектива Альберто Джакометти в Тейт Модерн служит очередным подтверждением его репутации одного из главных мастеров ХХ века. Но не стоит недооценивать роль младшего брата скульптора, Диего Джакометти.
26 июня 2017
7
Участие в выставке стоило статуе руки
Зато она стала более аутентичной. Неумело доделанную руку средневековой майоликовой скульптуры "Мадонна с младенцем" из Музея Фицуильяма решили не восстанавливать.
21 июня 2017
8
Автором Звенигородского чина может оказаться не Андрей Рублев
Новейшие исследования показали, что знаменитые иконы из собрания Третьяковской галереи мог написать не Андрей Рублев, а художники из греко-русской среды. Результаты будут опубликованы в монографии, выпустить которую планируют в 2018 году.
27 июня 2017
9
Три выставки недели
Персональная выставка британского архитектора Дэвида Аджайе в «Гараже», пейзажи Виктора Васнецова в московском доме-музее художника, новый видеопроект Евгения Гранильщикова на «Винзаводе».
23 июня 2017
10
Леонардо Ди Каприо готов передать ФБР работы Баскиа и Пикассо стоимостью более $12 млн
Эти произведения искусства, полученные актером в подарок, были в числе миллионных активов, приобретенных на незаконно присвоенные бюджетные средства премьер-министром Малайзии при помощи финансиста Джо Лоу.
21 июня 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru