The Art Newspaper Russia
Поиск

Фрескам в Мелётове требуется помощь

Малоизученный храм с уникальной по исполнению и сюжетам росписью разрушается в деревне Мелётово под Псковом. Эксперты называют ситуацию «остроаварийной»

О храме

В псковских летописях сказано, что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове была заложена в 1461 году. Заказчиками строительства выступили местные посадники: Иаков Кротов, Иоанн Путков и Зиновий Михайлович. Их имена сохранились на портале притвора церкви и в барабане четверика. Авторы росписи церкви неизвестны, но многие исследователи полагают, что для этих целей была привлечена довольно многочисленная профессиональная артель. Реставратор Владимир Сарабьянов, хорошо знакомый с церковью, писал о том, что в Мелётове трудились лучшие мастера своего времени, а фресковая роспись храма, по его мнению, отражает наивысший расцвет псковской художественной школы.

Историческая и художественная ценность росписи определяется, как уже было сказано, и исполнением, и выбором используемых сюжетов. Часть из них была заимствована не из Священного Писания, а из псковских летописных сводов. Наибольшей известностью, вероятно, обладает фреска с Антом-скоморохом, наказанным за глумление над Богородицей. На этой фреске Дева Мария склоняется над шутом, лишившимся рук и ног за хулу в ее адрес. Как рассказал художник-реставратор высшей категории, лауреат Премии The Art Newspaper Russia Александр Горматюк, существуют различные трактовки этой росписи, но достоверно известно, что нигде больше в древнерусской живописи подобный сюжет не встречается. «Несколько изображений с ожидающими воскрешения из гробов святыми, которые можно увидеть на стенах храма в Мелётове, тоже не найдены в других храмах. В более позднее время появляются сюжеты Апокалипсиса по главам Откровения Иоанна Богослова, но конкретно таких живописных цитат нет», — сообщил он.

Известно, что древняя роспись храма была забелена. По некоторым сведениям, это произошло в конце XVIII века. Вновь обнаружили фрески только в 70-е годы XIX века под многочисленными слоями побелки и клеевыми записями. В 1913 году рядом с храмом возвели новую каменную церковь Троицы. Приход перевели в нее, а храм Успения забросили. (Сейчас пустует и разрушается и новая церковь.) Проект реставрации мелётовского храма начали готовить в 1959 году, решив восстановить церковь в формах ХV–ХVI веков. На табличке храма можно прочитать, что отреставрировали его в 1961 году. Там же красуется надпись «охраняется государством».

Впереди зима

Текущее состояние церкви Успения по заказу Министерства культуры в сентябре 2016 года оценила выездная комиссия во главе с доктором искусствоведения Львом Лифшицем. Эксперты заключили, что ситуация «остроаварийная». «Фрески разрушаются в режиме текущего времени. Вываливаются фрагменты кладки, идет ее расслоение, намокание стен. В удручающем состоянии находится кровля, отсутствует система отмосток и дренажей», — рассказал Лившиц. Он также напомнил, что памятнику в сегодняшнем состоянии предстоит перенести еще один зимний период, и поэтому утраты будут множиться. Небольшие фрагменты штукатурного основания и фресок уже лежат на лесах и настилах внутри храма. По прогнозам ученого, если в ситуацию не вмешаться, то через пять лет памятник может быть утерян безвозвратно.

Директор Псковского государственного музея-заповедника, в состав которого входит церковь в Мелётове, Юрий Киселев подтвердил, что памятник который год не получает финансирования, однако заверил, что музей постоянно проводит мероприятия по его сохранению. «Я разделяю опасения Льва Исааковича Лившица и уважаю его мнение, но все же наши специалисты утверждают, что угроза храму несколько преувеличена. При этом я не снимаю проблему необходимости постоянного реставрационного вмешательства. Получить федеральное финансирование на содержание памятника и сохранение монументальной живописи сложно, но мы настроены в большей степени оптимистично и ожидаем большего внимания к храму. Его уровень этого требует», — сообщил он. Лев Лившиц, стоит отметить, вклад институции в сохранение церкви и ее росписи не отрицал. «Музей делает все возможное», — подтвердил он.

Министерство культуры РФ в ответ на запрос о судьбе представленного научно-методическим советом отчета сообщило, что на 2017 год подана заявка по программе «Культура России» «на разработку проектной документации для реставрации объекта культурного наследия „Церковь Успения“ (д. Мелётово, Псковской обл.) на сумму 2,6 млн руб.». В ведомстве отметили, что рассмотрят заявку «в установленном порядке, но не раньше принятия бюджета страны на следующий год».

Выставка

Не дожидаясь решения министерства, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря предложил организовать на своей базе в Москве выставку, посвященную храму. Ее и круглый стол по поводу сохранения мелётовской росписи планируют провести до весны следующего года, если найдутся средства. Уже сейчас эту идею поддержали Псковский музей-заповедник, Государственный институт искусствознания, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Союз реставраторов России и оргкомитет Всероссийской премии «Хранители наследия». Представить публике хотят архивные документы, фотографии текущего состояния церкви, выполненные Александром Горматюком, а также подаренные в этом году государству копии-реконструкции росписей храма, сделанные выдающимся художником-реставратором Адольфом Овчинниковым.

С большой уверенностью можно утверждать, что две копии фресок храма в Мелётове работы именно Адольфа Николаевича в конце 50-х годов прошлого века убедили Министерство культуры СССР выделить средства на первую реставрацию храма. С копиями Овчинникова искусствовед Николай Померанцев вернулся в Минкульт после того, как ему отказали в помощи. Сейчас эти работы хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и, возможно, приедут на московскую выставку. Повторится ли история и продлится ли жизнь фресок церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове, в любом случае станет известно только в следующем году.

Материалы по теме
Просмотры: 2531
Популярные материалы
1
Директор «Исаакиевского собора»: «За четыре месяца я постарел на десять лет»
Николай Буров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», принял решение уйти со своего поста, не дожидаясь окончания контракта.
24 апреля 2017
2
Чудо о Кифере
Куратор и критик Лиза Савина по стечению обстоятельств попала на монтаж выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже и задумалась о том, как причудливо рубятся окна в Европу.
28 апреля 2017
3
Реновация угрожает жилым кварталам эпохи конструктивизма
Защитники архитектурного наследия публикуют информацию о том, что в связи с законопроектом о реновации в Москве могут пострадать жилые кварталы 1920-х годов.
28 апреля 2017
4
Какие выставки стоит посетить в майские праздники
Музеи и галереи Москвы и Петербурга рассказали об изменениях в расписании перед праздниками. Мы собрали для вас эту информацию и ссылки на статьи TANR об интересных выставках, которые можно посмотреть с 1 по 9 мая.
28 апреля 2017
5
Константин Акинша: «Музейные ценности часто становятся заложниками большой политики»
Прошедшая в Эрмитаже проверка комиссии Минкультуры снова заставила говорить о «секретном искусстве». Музейные распродажи 1920–1930-х годов и судьбу военных трофеев TANR обсудила с искусствоведом Константином Акиншей.
25 апреля 2017
6
Музейные приложения: лучше, чем компьютерные игры
ГМИИ им. Пушкина приглашает на экскурсии в очках виртуальной реальности, Новгородский музей-заповедник оцифровал уникальные фрески Феофана Грека, Тульский музей оружия зовет в виртуальный тир.
26 апреля 2017
7
Сhristie’s показал русское искусство в Москве
На предаукционной выставке Christie’s в Москве представлены топ-лоты русских торгов, которые состоятся в Лондоне 5 июня. Эстимейты на живопись, графику и прикладное искусство заметно ниже, чем были несколько лет назад.
26 апреля 2017
8
Метафизические поиски простых вещей среди кухонной утвари
В Пушкинском музее открылась ретроспектива Джорджо Моранди.
27 апреля 2017
9
Художники против сноса
Дуэт «МишМаш» начал флешмоб против закона о реновации.
27 апреля 2017
10
Сергей Кудрявцев: «Ранний русский авангард является единственным в России настоящим авангардом»
Основатель московского издательства «Гилея» — об Александре Бренере и Казимире Малевиче, а также о самых важных, самых любимых и самых трудных из своих 120 выпущенных книг.
27 апреля 2017
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru