18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом со львом разрушается на глазах

№61
Материал из газеты

Как сохранить этот деревянный дом с интерьерными росписями, обнаруженный в старообрядческом селе Поповка Саратовской области?

Около десяти лет назад петербургский искусствовед и реставратор Юлия Терехова выкупила предназначенный на слом деревянный дом с интерьерными росписями, обнаруженный ею в старообрядческом селе Поповка Саратовской области. Возможно, переход в частную собственность неравнодушных — сегодня один из эффективных способов сохранения культурного наследия.

Большая часть деревянных домов с росписями находится в северных регионах России. Для южных поволжских областей характерна фасадная деревянная резьба — живопись в интерьере здесь явление исключительное. Предположительно, росписи в Поповке были созданы в 1905–1917 годах. Среди персонажей, изображениями которых украшены стены двух комнат, — Георгий Победоносец и животные — символы евангелистов, почему за домом и закрепилось название «Дом со львом». Автор изображений неизвестен, но исследователи связывают его с располагавшимися неподалеку хвалынскими старообрядческими монастырями, где сохранялась сильная иконописная традиция.

Сама масляная живопись, занимающая 80 кв. м, требует лишь расчистки и небольшого укрепления. Но из-за ветхого фундамента и изношенности некоторых узлов дом «поплыл» — стены расходятся, что угрожает сохранности живописи. Строение не ремонтировалось ни при первых владельцах, раскулаченных в 1930-е годы, ни при последующих жильцах. С 2003 года дом стоял нежилым. В 2012-м износ составлял уже 65%. Годом позже Виктор Попов, архитектор-реставратор из новгородского музея деревянного зодчества «Витославлицы», составил проект реставрации дома. Пока проведены минимальные противо­аварийные работы, в целом же проект оценивается в 2,7 млн руб.

Спонсоров у объекта нет, грантов на реставрацию не выдают. На что может рассчитывать в такой ситуации частный собственник? На народное финансирование? Но есть и другой путь — получение охранного статуса памятника. Это дало бы дому возможность вписаться в государственную реставрационную программу, а также получить своеобразную страховку на будущее: что бы ни случилось с владельцем, государство обязано будет позаботиться о памятнике. Однако есть и аргументы против. Очередь на реставрацию может подойти нескоро, лет через 20–30, а статус памятника накладывает на частного собственника много ограничений: работы должны быть согласованы с органами по охране наследия, а сотрудничать можно только с лицензированной реставрационной бригадой, что удорожает содержание объекта. 

Дому со львом повезло: о нем заботятся. Между тем на Русском Севере сохранились росписи не только не менее масштабные, но и более ранние — второй половины XIX века. Многие давно требуют вмешательства реставраторов вне зависимости от того, находятся ли они в частной собственности или в ведении государственных органов охраны. О том, сколько памятников мы продолжаем терять ежегодно, можно лишь догадываться.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
6
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
7
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+