18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Деревянной Новой Ладоге грозит гибель

Историческая застройка Новой Ладоги, ее деревянные дома находятся под угрозой уничтожения

Градозащитники общественного движения «Живой город» и жители Новой Ладоги обратились к губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко с просьбой защитить деревянное зодчество старинного города. Для этого нужен серьезный комплекс мер: присвоение охранного статуса и юридическое урегулирование вопросов принадлежности памятников.

«В Ленобласти на словах все за сохранение исторического наследия, но реально ничего не делают, — сокрушается Дмитрий Литвинов, координатор общественного градозащитного движения «Живой город». — А старые дома в историческом центре годами стоят пустые и заброшенные!»

Новая Ладога — город в Волховском муниципальном районе Ленинградской области. До появления в этих местах города здесь находился Николо-Медведский монастырь, возникший в XIV или XV веке. В 15 км выше по реке Волхов стоит село Старая Ладога — по археологическим данным, это древнейший город Руси, возможная столица государства Рюрика. В устье Волхова в 1702 году по приказу Петра Первого была построена судоверфь, а в 1704 году по указу императора был основан город Новая Ладога.

Местных жителей тревожит то, что расселенным сейчас деревянным домам в центре города грозит уничтожение. Таких домов-памятников только на центральной улице города — больше десятка. Местная администрация заколотила окна и двери на первых этажах старыми досками, однако эта «консервация» не является препятствием для злоумышленников — не проходит и недели без сообщений, что неизвестные люди проникли внутрь дома. Только за прошедший год от огня пострадали три из 12 деревянных построек.

Когда-то украшением Новой Ладоги было здание бывшей городской управы с пожарной каланчой, возвышавшейся над городом. В последние десятилетия в нем располагалась детская художественная школа. Но в 2008 году случился пожар, здание серьезно пострадало и с тех пор так и стоит в руинах.

Особенные опасения вызывает у градозащитников судьба дома Протодьяконовой (дом Стариковых) — это объект культурного наследия регионального значения, построенный в первой трети XIX в. Это один из красивейший и старейших, а возможно, самый старый деревянный дом Новой Ладоги, в нем неоднократно останавливался знаменитый художник-передвижник Василий Максимов. Недавно в очередной раз дом был вскрыт, жители боятся за его судьбу.

«Этот дом играет важную градостроительную роль как здание, определяющее фрагмент дорегулярной планировки города, — считает представитель государственной историко-культурной экспертизы Евгений Борисенко. — Он является градостроительной средой для расположенного на противоположной стороне комплекса Климентовской церкви». В Комитете по культуре Ленинградской области сообщали, что дом может быть передан приходу Климентовской церкви. Однако, по последней информации, у прихода, занятого сейчас подготовкой к восстановлению ансамбля церквей Климента и Спаса Нерукотворного, средств на еще один объект не нашлось, и от дома Протодьяконовых ему пришлось отказаться.

Еще в конце мая этого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко обещал, что в течение пяти лет, начиная с 2019 года, в развитие Новой Ладоги будет вложено 450 млн руб. Но проблема Новой Ладоги в том, что большинство исторических зданий, которые находятся в плохом состоянии, — это муниципальная собственность, а не областная. То есть из бюджета области выделять средства на их реставрацию и сохранение нельзя. А у муниципалов денег на это нет.

«Мы направили запрос волховским муниципальным властям с вопросом: почему бы им не инициировать передачу здания на баланс областных властей? — рассказал градозащитник Дмитрий Литвинов. — Ответа пока нет. Получается замкнутый круг: те, у кого есть деньги, жалуются, что исторические памятники им не принадлежат, а у владельцев не средств. Но мы будем продолжать бороться за сохранение исторического деревянного зодчества».

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+