18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Биеннале современного искусства в квадрате

№65
Материал из газеты

Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес

Новый игрок в Восточной Европе

Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA) — первое столь крупное международное мероприятие, проходящее в столице Латвии. Треть ее участников из Латвии, Литвы и Эстонии. Однако ее организатору Агнии Миргородской не хотелось бы объединять всех одним расплывчатым определением «балтийские»: «Привлекая художников из этих стран, я хотела показать, насколько они все на самом деле разные». Куратор биеннале гречанка Катерина Грегос, предложив для нее тему перемен, дала ей название «Это было навсегда, пока не кончилось» (из книги антрополога Алексея Юрчака, посвященной распаду СССР). Экспозиция разделена на несколько тематических блоков: развитие технологий, политические перемены, феномен «морального износа» и его последствий, время и его ускорение в современную эпоху. «Многие выставки и биеннале последних лет носят ностальгический характер, а RIBOCA, напротив, нацелена на современность», — говорит куратор. 

Латвия, Рига
I рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA 1)
До 28 октября


Кочующая Manifesta в раздумьях о миграции

В 2015 году, когда беспрецедентное число беженцев пересекло Средиземное море и заполонило Европу, кочующая из страны в страну Manifesta объявила, что ее темой в 2018 году станут миграция и климатические изменения, а сама биеннале пройдет в Палермо на Сицилии, городе с богатыми этнокультурными традициями. Определить, как можно было бы поразмышлять на эту тему, поручили архитектурному бюро OMA Рема Колхаса. Оно, в свою очередь, выбрало четырех «креативных медиаторов»: архитектора, режиссера-документалиста, арт-куратора и представителя OMA, который возглавил группу. Это разнородное объединение и придумало тему «Планетарный сад» как метафору многообразия, где, по словам одного из медиаторов, испанского архитектора Андреса Хаке, «разным видам необходимо искать способы сосуществования, общее же благо зависит от их способности заботиться друг о друге».

При этом программа биеннале «тесно связана с реалиями Палермо», поэтому в ее разработке принимали активное участие и жители города. Часть проектов носит нематериальный характер, как, например, программное приложение «для рассказывания историй» писателя из Палермо Джорджо Вастои. Другие рассчитаны на продолжение, как, например, проект французских ландшафтных дизайнеров Coloco, которые разбили общественный парк на пустыре в одном из пришедших в упадок кварталов социального жилья в Палермо. В свою очередь лондонский дуэт Cooking Sections подготовил серию инсталляций, возрождающих традиционные местные технологии полива сельскохозяйственных культур в засушливом климате острова.

Однако кураторы Manifesta вовсе не собираются навязывать Палермо свое видение городского ландшафта, их основная цель — оживить общественную жизнь города. С этой целью биеннале открылась «саммитом без границ» на тему миграции с привлечением к участию интеллектуалов, художников и политиков со всего мира и призывом следовать примеру мэра Палермо Леолуки Орландо, борца за права беженцев, обвинившего Европейский союз в «геноциде» за его бездарную миграционную политику. 

Италия. Палермо
Manifesta 12. Планетарный сад
До 4 ноября


Берлинский тяжеловес

В нашу эпоху политической турбулентности художники все больше включаются в проблемы общества. Вокруг этой идеи строится и Х Берлинская биеннале, названная ее сокуратором Габи Нгкобо по песне Тины Тернер 1985 года We Don’t Need Another Hero («Нам не нужен еще один герой») и объединившая около 50 художников, которые «мыслят и действуют вне рамок искусства». Но команда кураторов не относится к нынешней биеннале как к форме активизма (в отличие от биеннале 2012 года, вдохновленной движением Occupy), хотя перформансы традиционно в программе присутствуют. На главной площадке в Институте современного искусства (KW, Кунст-Верке) показаны портреты людей, авторов концепции KW, а в Академии художеств современность представлена в диалогах с историей. В целом представленными на этот раз работами ставятся под сомнение существующие структуры власти и предлагается меняющемуся миру «новая грамматика».

Германия, Берлин
Х Берлинская биеннале современного искусства
До 9 сентября


Местная, для своих

«Тот факт, что у нас получается делать это каждые два года, свидетельствует о разнообразии местных художественных практик», — говорит Энн Эллегуд, сокуратор 4-й биеннале Made in L.A. в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе, где представляют только калифорнийских художников. Кураторы посетили более 200 мастерских и выбрали 32 участника. Среди новичков, например, Лорен Хелси, которая исследует тему устойчивости сообществ в постоянно меняющемся городе, или иранская художница Геларе Кошгозаран, снявшая фильм «Медина-Васл, соединяющий город» (2018) о военной базе в Калифорнии, имитирующей иракскую деревню. У Made in L.A. в этот раз нет сквозной темы, она, по словам куратора, «исследует город в разных его проявлениях». Так, хореографический опус Флоры Вигманн «Пал сухой растительности» (2018) посвящен рельефу города после прошлогодних пожаров, он показывается в записи и исполняется вживую. Единственное исключение из правила «только местные» — 97-летняя участница из Венесуэлы Лучита Уртадо. Как дань преемственности поколений? 

США, Лос-Анджелес
Made in L.A.
До 2 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
5
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
6
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+