Биеннале современного искусства в квадрате

№65, июль-август 2018
№65
Материал из газеты

Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес

Новый игрок в Восточной Европе

Мартен Dанден Эйнде. «Пинг-понг прогресс». 2018. Фото: RIBOCA, Рига
Мартен Dанден Эйнде. «Пинг-понг прогресс». 2018.
Фото: RIBOCA, Рига

Рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA) — первое столь крупное международное мероприятие, проходящее в столице Латвии. Треть ее участников из Латвии, Литвы и Эстонии. Однако ее организатору Агнии Миргородской не хотелось бы объединять всех одним расплывчатым определением «балтийские»: «Привлекая художников из этих стран, я хотела показать, насколько они все на самом деле разные». Куратор биеннале гречанка Катерина Грегос, предложив для нее тему перемен, дала ей название «Это было навсегда, пока не кончилось» (из книги антрополога Алексея Юрчака, посвященной распаду СССР). Экспозиция разделена на несколько тематических блоков: развитие технологий, политические перемены, феномен «морального износа» и его последствий, время и его ускорение в современную эпоху. «Многие выставки и биеннале последних лет носят ностальгический характер, а RIBOCA, напротив, нацелена на современность», — говорит куратор. 

Латвия, Рига
I рижская международная биеннале современного искусства (RIBOCA 1)
До 28 октября


Кочующая Manifesta в раздумьях о миграции

Джелили Атику. Инсталляция в Палаццо Константино в рамках Manifesta 12. Фото: Isabella Paghera/ Manifesta 12, Palermo
Джелили Атику. Инсталляция в Палаццо Константино в рамках Manifesta 12.
Фото: Isabella Paghera/ Manifesta 12, Palermo

В 2015 году, когда беспрецедентное число беженцев пересекло Средиземное море и заполонило Европу, кочующая из страны в страну Manifesta объявила, что ее темой в 2018 году станут миграция и климатические изменения, а сама биеннале пройдет в Палермо на Сицилии, городе с богатыми этнокультурными традициями. Определить, как можно было бы поразмышлять на эту тему, поручили архитектурному бюро OMA Рема Колхаса. Оно, в свою очередь, выбрало четырех «креативных медиаторов»: архитектора, режиссера-документалиста, арт-куратора и представителя OMA, который возглавил группу. Это разнородное объединение и придумало тему «Планетарный сад» как метафору многообразия, где, по словам одного из медиаторов, испанского архитектора Андреса Хаке, «разным видам необходимо искать способы сосуществования, общее же благо зависит от их способности заботиться друг о друге».

При этом программа биеннале «тесно связана с реалиями Палермо», поэтому в ее разработке принимали активное участие и жители города. Часть проектов носит нематериальный характер, как, например, программное приложение «для рассказывания историй» писателя из Палермо Джорджо Вастои. Другие рассчитаны на продолжение, как, например, проект французских ландшафтных дизайнеров Coloco, которые разбили общественный парк на пустыре в одном из пришедших в упадок кварталов социального жилья в Палермо. В свою очередь лондонский дуэт Cooking Sections подготовил серию инсталляций, возрождающих традиционные местные технологии полива сельскохозяйственных культур в засушливом климате острова.

Однако кураторы Manifesta вовсе не собираются навязывать Палермо свое видение городского ландшафта, их основная цель — оживить общественную жизнь города. С этой целью биеннале открылась «саммитом без границ» на тему миграции с привлечением к участию интеллектуалов, художников и политиков со всего мира и призывом следовать примеру мэра Палермо Леолуки Орландо, борца за права беженцев, обвинившего Европейский союз в «геноциде» за его бездарную миграционную политику. 

Италия. Палермо
Manifesta 12. Планетарный сад
До 4 ноября


Берлинский тяжеловес

Команда кураторов Берлинской биеннале предложила «мыслить и действовать вне рамок искусства». Фото: Berlin Biennale
Команда кураторов Берлинской биеннале предложила «мыслить и действовать вне рамок искусства».
Фото: Berlin Biennale

В нашу эпоху политической турбулентности художники все больше включаются в проблемы общества. Вокруг этой идеи строится и Х Берлинская биеннале, названная ее сокуратором Габи Нгкобо по песне Тины Тернер 1985 года We Don’t Need Another Hero («Нам не нужен еще один герой») и объединившая около 50 художников, которые «мыслят и действуют вне рамок искусства». Но команда кураторов не относится к нынешней биеннале как к форме активизма (в отличие от биеннале 2012 года, вдохновленной движением Occupy), хотя перформансы традиционно в программе присутствуют. На главной площадке в Институте современного искусства (KW, Кунст-Верке) показаны портреты людей, авторов концепции KW, а в Академии художеств современность представлена в диалогах с историей. В целом представленными на этот раз работами ставятся под сомнение существующие структуры власти и предлагается меняющемуся миру «новая грамматика».

Германия, Берлин
Х Берлинская биеннале современного искусства
До 9 сентября


Местная, для своих

Лучита Уртадо. Без названия. 1970. Made in L.A., Лос-Анджелеc. Фото: Courtesy of the artIst and Park vIew/Paul Soto, Los Angeles and Brussels / Cole Root
Лучита Уртадо. Без названия. 1970. Made in L.A., Лос-Анджелеc.
Фото: Courtesy of the artIst and Park vIew/Paul Soto, Los Angeles and Brussels / Cole Root

«Тот факт, что у нас получается делать это каждые два года, свидетельствует о разнообразии местных художественных практик», — говорит Энн Эллегуд, сокуратор 4-й биеннале Made in L.A. в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе, где представляют только калифорнийских художников. Кураторы посетили более 200 мастерских и выбрали 32 участника. Среди новичков, например, Лорен Хелси, которая исследует тему устойчивости сообществ в постоянно меняющемся городе, или иранская художница Геларе Кошгозаран, снявшая фильм «Медина-Васл, соединяющий город» (2018) о военной базе в Калифорнии, имитирующей иракскую деревню. У Made in L.A. в этот раз нет сквозной темы, она, по словам куратора, «исследует город в разных его проявлениях». Так, хореографический опус Флоры Вигманн «Пал сухой растительности» (2018) посвящен рельефу города после прошлогодних пожаров, он показывается в записи и исполняется вживую. Единственное исключение из правила «только местные» — 97-летняя участница из Венесуэлы Лучита Уртадо. Как дань преемственности поколений? 

США, Лос-Анджелес
Made in L.A.
До 2 сентября

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Что такое народное творчество сегодня, как проявляются представления о красоте в бытовой жизни, что превращает наивные поделки в настоящие произведения искусства — на эти вопросы пытается ответить проект «Эстетика бриколажа» в Музее ДПИ
01.08.2022
Теплые вещи: чем хорош народный дизайн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+