18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Палермо-квест: на Сицилии открылась Manifesta 12

Выставки официальной программы расположились на 20 площадках — это и церкви, и полузаброшенные палаццо, и ботанический сад, и спальные районы. Рассказывает главный редактор TANR Милена Орлова

Ботанический сад Палермо. 2017. Фото: Cave Studio
Ботанический сад Палермо. 2017.
Фото: Cave Studio

Международная биеннале современного искусства Manifesta, которая кочует из города в город, на сей раз обосновалась в Палермо. Здесь оливы из Азии, осины с Ближнего Востока, эвкалипты из Австралии, растения из Мексики и Японии. Лимонное дерево — символ Сицилии — завезено арабами. Вдохновившись местным ботаническим садом, Орто Ботанико, основанным еще в 1789 году, кураторы выбрали для биеннале тему «Планетарный сад. Культивируя сосуществование», отражающую характер города, вобравшего в себя множество культур и продолжающего быть котлом, где смешиваются разные национальности, пристанищем беженцев. 

В этот раз Manifesta придумала новое наименование кураторам, они теперь называются «креативные медиаторы», что подчеркивает их особую роль — не столько авторов выставок, сколько посредников между местной средой и приехавшими художниками. Это Брегтье ван дер Хак, журналист и кинорежиссер из Голландии, Андрес Хаке, испанский архитектор и ученый, Ипполито Пестеллини Лапарелли, архитектор родом из Палермо, и Мирьям Варадинис, швейцарский куратор. Некоторые из них работают в бюро ОМА Рема Колхаса, которое по заказу Manifesta представило сборник исследований «Атлас Палермо». Уже на основании этих изысканий было создано более 40 проектов специально для Manifesta 12. Путешествие по этим не самым очевидным точкам предлагает зрителям захватывающий квест с погружением в историю и современноcть столицы Сицилии.

АЕS+F. «Средиземное море» в Театро Массимо. Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
АЕS+F. «Средиземное море» в Театро Массимо.
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

Пресс-конференция биеннале состоялась в одном из самых роскошных соборов Палермо — действующей барочной церкви Святой Екатерины, и вещавших с амвона медиаторов трудно было не сравнить с апостолами новой европейской религии — религии толерантности.

Некоторые здания, в их числе театр Гарибальди, местная штаб-квартира Manifesta (главная находится в Голландии), к биеннале были приведены в относительный порядок, и организаторы выставки надеются, что ими можно будет пользоваться и потом. Множество выставок сосредоточилось в самом старом районе города, Кальсе, вокруг гигантского пустыря, поросшего травой. Эта площадь, пьяцца Маджоне, образовалась после бомбардировок Палермо в 1943 году. Хотя в это трудно поверить, но многие исторические здания здесь с тех самых пор находятся в руинированном состоянии, и только в последние годы район заново обживается и реставрируется.

Группа Mosbedo. Проект в городском архиве. Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
Группа Mosbedo. Проект в городском архиве.
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

Так, в процессе реставрации находится гигантское палаццо Бутера, выстроенное в XVII веке для Бранчифорти, маркиза Мартини, которому был пожалован титул князя Бутера. Сейчас часть залов отдана под выставку — но можно видеть, например, и огромную дыру в потолке, прямо среди фресок про Геркулеса, и голые пока стены. Помочь реставраторам решил Ренато Леотта. Он создал для одного из залов новый пол из терракотовой плитки, на которой местами заметны выщербины, а на стену поместил небольшой план — это план фруктового сада в окрестностях Палермо, где художник расстелил огромное полотно, повторяющее очертания дворцового зала. Те места, куда падали созревшие плоды, он и перенес на плитку, тем самым вдохнув в палаццо сельский дух. 

«Упавший фрукт». Проект в палаццо Бутера. Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
«Упавший фрукт». Проект в палаццо Бутера.
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

Мария Тереза Альвес из Бразилии обнаружила родных бразильских попугаев в мотиве традиционного для Сицилии домашнего оберега — изображений «райских птичек». Группа «Упавший фрукт» из Лос-Анжелеса эффектно подошла к процессу «озеленения» дворца, заклеив стены одного из залов ярчайшими обоями, создающими впечатление райских кущ.

Еще группа «Упавший фрукт» раздает листовки — карту города, на которой отмечены доступные плодовые деревья, лучшие образцы процветающего в Палермо стрит-арта, а также уличные алтари. Группа призывает местных жителей присоединяться и посадить свое дерево, а туристов — не проходить мимо ярких городских сценок. Бонусом прилагаются четыре классических рецепта с цитрусовыми: оранжад, мармелад, гранита и лимончелло. К Manifesta приурочены и гастрономические удовольствия — свои палатки на пьяцца Маджоне расставили производители всего самого наитрадиционнейшего и органического.

Проект Маринеллы Сенаторе «Процессия Палермо» предлагает поучаствовать в веселой демонстрации, похожей на нашу «Монстрацию», она регулярно движется по центру города с самыми разными лозунгами (золотыми буквами на бархатных штандартах вышито «Мы женщины, мы правы» или «Знание — сила»).

Патрисия Карсенхаут. Проект в палаццо Форселла де Сето. Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
Патрисия Карсенхаут. Проект в палаццо Форселла де Сето.
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

На барочной площади Кватро-Канти о традиционных католических празднествах напоминает дневной фейерверк Tutto, придуманный Матильде Кассани, когда прохожих ежедневно осыпают цветными конфетти, выстреливающими из стоящих по четырем углам пушек.

Нашего Сергея Сапожникова, напротив, вдохновила поэзия живописного упадка — фотографии палаццо Константина (это еще одна площадка), находящегося в самом плачевном состоянии, он вмонтировал в убогие строения, встречающиеся в полях и на обочинах дорог в его родном Ростове-на-Дону, и показывает в палаццо Бутера эти странные сближения. По соседству Таус Махачева демонстрирует свой видеофильм, где на экране — только волны Венецианской лагуны, а за кадром звучит философическая беседа с лодочником о нелегкой карьере современного художника. Российские художники участвуют и в параллельной программе — это выставка Евгения Антуфьева в археологическом музее и проект Mare Mediterraneum («Средиземное море») группы АЕS+F, представленный Мультимедиа Арт Музеем, Москва. 

Таус Махачева. «Байда». Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
Таус Махачева. «Байда».
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

На фоне эфемерной «мусорной» эстетики, превалирующей у участников Manifesta, инсталляция АЕS+F из фарфоровых статуэток в Помпеянском зале главного театра Палермо — оперного Театро Массимо выглядит вызывающе роскошной. Сюжеты многофигурных композиций посвящены чудесному спасению утопающих в море беглецов из неблагополучных стран: их принимают в свои объятия, затаскивая на надувные матрасы и на борт своих яхт состоятельные курортные граждане. Авторы подчеркивают, что их фантазии относятся к эпохе «постправды». «Средиземное море — эпицентр идеологического противоречия… Фарфор всегда был символом буржуазного комфорта. Недавние волны нелегальных беженцев поставили Европу перед дилеммой: позволить им выйти на берег, нарушив психологический и материальный комфорт хозяев, или же отвергнуть — что будет аморальным, циничным и бесчеловечным действием, ставящим под сомнение этическую основу самой Европы», — объясняют свою работу художники. (Кстати говоря, АЕS+F теперь пробуют себя и на поприще театральных режиссеров — в театре Массимо готовится премьера оперы «Турандот» в их постановке.)

Майкл Вонг. Фонтан из спирулины. Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
Майкл Вонг. Фонтан из спирулины.
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

Тема беженцев не могла не стать центральной на биеннале, этой проблеме посвящено множество работ. В их числе — гора соли, насыпанная в полуготическом палаццо XVI века Форселла де Сето голландской художницей Патрисией Карсенхаут. Она напоминает о легенде, существовавшей на Карибах, согласно которой попавшие в рабство, если съедят много соли, станут легкими и улетят в родную Африку. 

Еще одна важная тема обозначена как «Вне контроля» — в этом разделе представлены работы, которые делают видимыми разные системы слежки и вообще всякие секретные материалы. Например, одна из инсталляций посвящена американским военным базам на Сицилии и тому, как космические спутники бороздят небо над головой ничего не подозревающих отдыхающих на пляжах.

Ботанический сад, Орто Ботанико, стал прибежищем разного рода художественно-экологических активистов, внедривших в идиллические заросли разные неприятные штуки — от невинных гербариев из искусственных цветов до булькающего отвратительной иссиня-зеленой жижей фонтана. Фонтан американца Майкла Вонга напоминает об опасности, исходящей от водоросли спирулина, а вот проект «Птеридофилия» Жен Бо из Китая исполнен, про словам автора, в новом стиле «экоквир» и повествует о любви между растениями и юношами.

Тэбет Райан. Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo
Тэбет Райан.
Фото: Wolfgang Träger / Manifesta 12, Palermo

Еще одно заметное произведение создала группа Mosbedo, внедрившись, как шпион, в обычно закрытый для публики государственный архив. Среди впечатляющих гор старинных папок с документами, покрытых буквально пылью веков, светится экран, на котором марионетка с грустным лицом госслужащего бессмысленно поводит руками. Марионетки — один из самых популярных сувениров в Палермо. В торгующих ими лавках среди белокожих деревянных рыцарей в латах можно встретить и смуглую куклу-сарацина, свидетельствующую о том, в какую историческую даль уходят корнями сегодняшние проблемы планетарного сада.


Палермо
Manifesta 12
До 4 ноября

Самое читаемое:
1
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
2
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
3
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
7
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+